Eshka-43 (eshka_43) wrote,
Eshka-43
eshka_43

Categories:

Мы не в изгнании, мы в послании...из Карпухина...

Статья посвящена эмиграции 20-х, но сколь современна...

XX век вошел в историю России как столетие невиданных испытаний и потрясений, приведших к гибели или массовому рассеянию по всему миру лучших национальных сил. По подсчетам специалистов, русских эмигрантов, проживавших тогда вне пределов России, насчитывалось от пяти до десяти миллионов. Это численность населения некоторых суверенных государств.
Это явление имеет свои глубокие исторические корни. Издавна русские литераторы, в силу разных причин, подолгу жили и творили в европейских и иных странах, проникаясь их духом и культурой. Вспомним, например, Ф.И.Тютчева, чей гений долгие годы взрастал вдали от Родины. Он был блистательным европейцем, никогда не переставая быть русским. То же можно сказать об И.С.Тургеневе, А.И.Герцене и многих других. Но большинство «русских европейцев» XIX века не были эмигрантами. Послереволюционный XX век породил массовое бегство из России.
Для основного числа беженцев страна изгнания была иноязычной, но не инокультурной средой. И все-таки они оказывались чужестранцами. Это положение было особенно тягостным для литераторов, которые потеряли своего читателя. Как сказал один из них, приходится «говорить в пустоте».
В то же время у многих наших соотечественников было твердое убеждение, которое так хорошо выразил Георгий Федотов: «Быть может, никогда ни одна эмиграция не получила от наций столь повелительного наказа — нести наследие культуры». А потому: «Мы не в изгнании, мы в послании» — таким было их кредо.
Самый плодоносный русский культурный слой образовался в Париже. Здесь жили свыше 52 тысяч русских. И именно в Париже, по словам Ю.К.Терапиано, состоялась в 20-е годы встреча разных поколений русских литераторов и возникла преемственность, органическая связь между дореволюционной поэзией конца Серебряного века и поэзией новых пореволюционных поколений, прошедших во время Гражданской войны через крушение не только материальных, но и многих духовных ценностей прежнего мира. Не без влияния и участия старшего поколения (И.Бунина, Д.Мережковского, З.Гиппиус, В.Иванова, М.Цветаевой, В.Ходасевича и др.) в русской поэзии зарубежья возникла особая «парижская нота», как созвучие единства мироощущения и разнообразия формальных манер каждого из поэтов.
Центрами культуры русского зарубежья были Прага в Чехословакии, Белград в Югославии, Рига в Латвии, Таллин в Эстонии, Нью-Йорк в Северной Америке. Огромным ареалом русского рассеяния был Китай, который вобрал в себя цвет провинциальной российской интеллигенции, бежавшей из Сибири, Поволжья, с Дальнего Востока.


В общем-то статья посвящена эмиграции востока (Харбин и пр...) давно исчезнувшей. По-моему все перебрались от войны в Америку...
(от-себ-ятина...)Теперешняя эмиграция превысила эмиграцию 20-х (чья это заслуга - сбережение в эмиграции цвета русской интеллигенции 20-х ,( Луначарского? опомнившегося (что вряд ли) Ленина? ну уж никак не Сталина. В 80-е, 90-е, когда запад еще не обалдел от нашей эмиграции и когда поехав на запад ты мог легко устроится и получить вид на жительство, уехало много русских художников, технической интеллигенции, музыкантов, тех, кто мог найти там заработок, половина моих знакомых молодых удожников живет в Италии и Франции и самодостаточны, редко посещая Россию. Интеллигенция возвращается в основном из Израиля, где не находит себе творческого места, особенно именно российские евреи, москвичи и питерцы (слишком сильна энергетика места рождения да и применение способностям...)Исход еврейской интеллигенции из России для России вряд ли является праздником, но как посланники русской культуры евреи России настолько улучшили имидж страны в головах обывателей Запада, что уже и не построить более берлинскую стену и не восстановить холодную войну...потому , как не обыватель делает политику страны, являясь самым ярым избирателем на всех выборах... Недаром в Израиле всех, приехавших из Союза зовут русскими....

Пусть удел подобный горек, —
Не опустим глаз:
Вспомяни, старик историк,
Вспомяни о нас.
Ты забытое отыщешь,
Впишешь в скорбный лист,
Да на русское кладбище
Забежит турист.

Потому как не зависимо от национальности, человек принадлежит к культуре народа на языке которого думает.... ну по крайней мере я в этом уверена, потому как язык и есть душа народа, а отнюдь не религия разнообразие которой есть разность языч-еских верований...
.. а снежку-то не хватает

Tags: Россия
Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments