Eshka-43 (eshka_43) wrote,
Eshka-43
eshka_43

БРАЙАН ИНО: ЧТО ТАКОЕ ИСКУССТВО? продолжение...

НО КАК ВОЗНИКАЮТ ИДЕИ? И КАК ВОЗНИКАЕТ ИСКУССТВО?
Возникает ли оно из ничего, как думают либертарианцы и романтики, воображающие, что люди вроде Бетховена расхаживают с готовыми симфониями в голове, которые однажды вырываются наружу благодаря какой-то божественной силе? Я так не думаю. Около двадцати пяти лет назад я побывал на выставке русской авангардной живописи периода, который я особенно люблю и в котором, как я считал, достаточно хорошо разбираюсь. Так вот, я пошёл на эту выставку, и там были представлены работы около ста пятидесяти художников, включая такие большие имена, как Кандинский, Татлин, Родченко и так далее. Но примерно о семидесяти художниках на той выставке я никогда раньше не слышал. А они были очень хороши. Мне показалось очень странным, что я ничего не знал об этих людях.

Тогда я решил, что в тот период, должно быть, происходило очень много всего, и разница между теми, чьё имя осталось в истории, и теми, кто оказался забыт, была очень незначительна. И я задумался: «Как это произошло?

Почему так много всего происходило в то время?». Я начал читать об этом периоде в истории России. Так вот, одной из причин было наличие значительной поддержки. В то время было много коллекционеров — но было также и много приживал. У многих людей были роскошные апартаменты, в которых художники могли встречаться и устраивать вечеринки, или пустые квартиры, где можно было организовать выставку. Было множество галерей, которые соревновались за лучших молодых художников. Эта процветающая сцена, я считаю, и породила все эти произведения искусства.

Тогда мне пришло в голову новое слово, которое я использую до сих пор: это слово «сцений». Если гений — это талант отдельного человека, то сцений — это талант целого сообщества.

В истории есть множество примеров великих сцениев, как, например, тот период в эпоху Ренессанса, когда жили Рафаэль, Микеланджело и да Винчи. Британская поп-культура в разное время тоже была примером сцения, когда неожиданно самые разные таланты и возможности пересекались. Получается нечто вроде экосистемы. В случае с экосистемой невозможно сказать, какие её части самые главные. В ней нет иерархии. Мы привыкли к системам, в которых всё организовано по уровням: важное вверху, менее важное внизу. Но экосистемы не такие. В них всё взаимосвязано и взаимозависимо. Если убрать что-то одно из экосистемы, может произойти дисбаланс и коллапс в совсем другом месте. Мне кажется, что культура — такая же система. Поэтому я считаю, что новые идеи формулируются отдельными личностями, но генерируются сообществами. Мы привыкли прославлять отдельных личностей, но мы забываем об остальном сообществе, которое стоит за ними.

Дабы проиллюстрировать эту идею, я приведу в качестве примера мою собственную историю. Когда мне было одиннадцать лет, я сдал экзамены и, поскольку мои родители были католиками, получил стипендию и продолжил обучение в католической средней школе. Как и многие другие школы, она выделяла несколько мест для талантливых ребят из рабочих семей. Потом я поступил в художественную школу, которая была бесплатной. Там я провёл пять бесценных лет. Закончив школу, я пополнил ряды безработных и стал получать пособие. Этот период был очень важным в моей жизни. Я решил жить на пособие, потому что я очень не хотел работать. Я боялся, что, начав работать, уже никогда не смогу выбраться. А я хотел быть музыкантом.

Поэтому я продолжал жить на пособие, и в один прекрасный день мне посчастливилось встретить Roxy Music. Затем мне повезло ещё раз, когда Джон Пил пришёл на один из наших ранних концертов. Так наши песни оказались на радио. Журналист по имени Ричард Уильямс услышал их и написал о них большую статью. Без этих людей мы бы никогда не стали известными, ведь на тот момент у нас не было ни менеджера, ни даже поклонников. Кроме того, в тот период мне очень помогли служба здравоохранения и общественная библиотека — институты, основанные много лет назад людьми, имевшими идеалистические взгляды на социальную инженерию. Джон Рит основал BBC с мыслью о том, что целая страна сможет извлечь пользу из этого нового средства распространения идей. Система стипендий и грантов была результатом дальновидной щедрости основателей школ. Пособие по безработице появилось, потому что кто-то решил, что в богатом обществе не должно быть нищих людей. Все эти разновидности социальной инженерии возникли совсем недавно как формы альтруизма и щедрости по отношению к будущим поколениям. Мы сейчас вступаем в новую эпоху. Мы переходим от эры дефицита, когда экономика была основана на борьбе за ресурсы, к эре изобилия и сотрудничества. Наш уровень продуктивности очень высок и будет продолжать расти по мере повышения автоматизации и роботизации. Следовательно, скоро в нашем участии в производственном процессе не будет необходимости. С другой стороны, поскольку мы будем жить в мире молниеносных перемен, нам придётся искать способы идти в ногу со временем. Чем же мы все будем заниматься? Я думаю, что мы будем посвящать всё свое время искусству — и не только профессионалы вроде меня, но и все люди. Мы все будем постоянно вовлечены в деятельность, о которой я говорил ранее: синхронизация умов, нахождение точек соприкосновения и создание новых миров и вариантов развития будущего.

Уже сейчас есть несколько интересных общественных инициатив, которые служат предвестниками будущего. Одна из них — это безусловный доход: идея, что каждый должен получать зарплату независимо от того, есть ли у него работа. Этот подход позволит нам одним махом победить бедность. Ещё одна инициатива — это открытое программное обеспечение. Это означает, что вместо того, чтобы генерировать идеи и потом бережно их охранять, люди начинают делиться ими. Linux, операционная система, используемая во многих суперкомпьютерах, — пример как раз такой программы с открытым исходным кодом. Кто угодно может её изменить. Wikipedia — ещё один пример того же принципа. Ещё двадцать лет назад подобные вещи казались немыслимыми, и они бы никогда не возникли в экономической системе предыдущих двух столетий.

Сегодня мы должны стать более альтруистичными. Ситуация, когда одна маленькая часть мира намного богаче всех остальных стран земного шара, не может продолжаться.

Мы не можем так жить дальше и ожидать, что другие не захотят прийти и отобрать часть нашего богатства. Это вызов, который требует от нас переосмыслить наши взгляды и самих себя. Но сегодня мы переосмысливаем наши взгляды, не сидя с книгой по философии в руках; вместо этого мы обмениваемся мнениями и развиваем собственные взгляды относительно взглядов остальных людей. Это коллективный процесс, и сейчас мы нуждаемся во всё большем количестве механизмов для такого обмена. Поэтому я считаю, что мы должны начать рассматривать искусство и культуру не как излишество, а как нашу ключевую деятельность.

Напоследок я бы хотел процитировать отрывок из замечательной книги Барбары Эренрейх под названием «Танцы на улицах». Подзаголовок книги — «История коллективного веселья». В этом отрывке рассказывается о поездке автора в Бразилию.

«Ученики школы самбы, преисполненные достоинства и поглощённые своим собственным ритмом, протанцевали к песчаному берегу. Их лица одновременно были уставшими и сияли религиозным ликованием. Юноша с кожей цвета латте, танцующий немного позади музыкантов, задавал ритм. Кем он был в повседневной жизни? Банковским служащим? Официантом? Но здесь, в своём восхитительном костюме из перьев, он был принцем, мифологическим персонажем. Возможно, даже богом. Здесь всего на несколько мгновений между людьми не существовало различий помимо шутливых ролей, обусловленных самим карнавалом.

Когда они достигли дощатого настила, наблюдающие также начали присоединяться к танцу, и без приглашения или объявления, без стеснения или даже алкоголя, чтобы растворить привычные ограничения городской жизни, школа самбы переросла в толпу, а толпа — в спонтанный фестиваль. У всего этого не было никакой цели, никакого религиозного подтекста, идеологического посыла или потенциального заработка. Только необходимая всем нам на этой переполненной людьми планете возможность осознать и отпраздновать чудо нашего совместного существования».

Tags: А пофилисофствовать?, Литература
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments