Eshka-43 (eshka_43) wrote,
Eshka-43
eshka_43

Categories:

Снимаю шляпу! Михаил Ксенофонтович Соколов (1885 – 1947). Часть 1.

Михаил Ксенофонтович Соколов (1885 – 1947). Часть 1.

Провинциальный мечтатель – таких в русской провинции каждый второй. Мечтающий о большом мире, который «где-то», о насыщенной и яркой жизни, которая «где-то там». В Париже.

Но далеко не каждый мечтатель становится настоящим художником – нужно суметь удержать свою мечту, заплатить за это.

Он чем-то был похож на Мартина Идена, или на кого-то еще из героев Джека Лондона. Талантлив, беден (отец – ремесленник), на деньги купца-благодетеля поехал учиться в Строгановское училище, отучился год и вернулся домой, в Ярославль… Призван на военную службу во флот. Потом война (1914-1917). Петроград. И постоянные мечты о большом искусстве (всё происходящее с ним в реальности – война, революция - как будто не имеет большого смысла).

Как всякий нормальный провинциал, попав в столицу, Соколов первым делом становится авангардистом. Сразу добился успеха, был отмечен… И одновременно обруган Николаем Пуни за недостаток вкуса. О-хо, как же трудно человеку из низов научиться отличать трагедию от мелодрамы, доброту от сентиментальности, красоту от слащавости… То, что некоторым – благодаря семье - дается с рождения. Как трудно научиться отличать подлинный ум от интересничанья и апломба:

Он и сам это чувствовал – свою вторичность, авангард второй свежести. И в конце концов весь этот свой авангардный период уничтожил (уцелели лишь те работы, которые к тому времени успели разойтись по коллекционерам).

И совершенно отчетливо Соколов пошел назад: в музеи, к классикам.

Его живопись пахнет музеями. Порой он ошибается, попадает мимо – на что ему тут же укажут «добрые люди», но продолжает, как Мартин Иден, работать практически на износ, создавая сотни рисунков, уходя в свою мечту.

Он едет сначала в Тверь, где знакомится с художницей Антониной Софроновой. Потом Ярославль, потом опять Москва (две недели живет в Москве, две в Ярославле; две в Москве – две в Ярославле, ни там, ни тут). Будучи, по сути, ровесником с художниками «Маковца», Соколов - не смотря на близость их пластическим поискам – остается в стороне от этого объединения. Слишком близко находится Ярославль, чтобы оторваться от него. Соколов вообще остается в стороне от всяких объединений, и в этом его проблема: одиночка в ту эпоху не выживал. Одиночка никогда не выживает.

Он очень неохотно принимает чью-либо помощь, живет часто впроголодь – принимает только поклонение. Главным образом, от женщин.

Его вторая жена, Марина Баскакова была знатного происхождения – он жил с ней в крохотной комнатке, с одной кушеткой, сломанным столиком и кучей картин по углам. Она говорила, что своего прежнего мужа могла разбудить ночью и послать за апельсинами. А вот Михаил Соколов сам ее куда хочешь посылал, и она бегала… Как-то сумел он заразить ее своей мечтой. Соколов сам выбирал ей шляпки – такие виделись ему в парижских снах - и заставлял носить:

Как и художники «Маковца», Соколов ищет силу для своего творчества в искусстве прошлого, «вперед через прошлое».

Он заново открывает художественную культуру и проживает в ней всё самое ценное для себя, делая это современным и актуальным.

Соколов вновь и вновь возвращается к одним тем же сюжетам, пытаясь «нарыть» то, что делает искусство прошлого таким притягательным и волнующим до сих пор.

Если авангардист хочет открыть что-то новое и бежать дальше, то живописец хочет возвращаться и возвращаться, писать и писать, любоваться… Живопись – консервативное искусство.

Французский дух, который Соколов вдохнул в музее Современного Западного искусства (в коллекциях Щукина и Морозова) оказался достаточно концентрированным – оказалось, с этим запасом французскости вполне можно было жить в Москве

Возможно, от этого у Соколова возникла чуть лишняя театральность, ставшая его маской (книжная французскость). Но, с другой стороны именно эта театральность и вывела его на большое искусство: Соколов смотрел на окружающую его жизнь, как в перевернутый бинокль – отдаляя от себя реальность, погружая ее в свою мечту. И в конце концов, его мечта стала явью: Москва превратилась для него в Париж:

Вот московский Монмартр (судя по крутизне, это один из переулков от Сретенки к Трубной):

Он стал в Москве тем, кем в Париже был Утрилло.

Полностью отдавшись своей мечте, полностью выключившись из повседневности, Соколов в конце концов, приходит к той же самой свободе, к которой пришел его парижский ровесник – одинокий гений-самоучка.

Безлюдная Москва Соколова узнаваема по духу и совершенно не узнаваема географически. Он легко меняет детали, подробности - став настоящим москвичом, который может обращаться со своим городом так, как ему заблагорассудится (это приезжие точно знают, сколько колонн у Большого театра).

Человек яркий, знающий себе цену, попав в чужую среду (в Москве 20-х был гений на гении и гением погонял), он, похоже, сознательно выбрал себе роль отверженного. (А что еще оставалось?) «Непризнанный гений». Он странно одевался, носил длинные волосы, зимой и летом ходил без шапки… Длинное пальто, трубка (хотя не курил) – в этой странности видели что-то манерное, провинциальное, и сторонились его. Он писал «странную» графику на такие же мятущиеся сюжеты – серия про св. Себастьяна, французская революция, Голгофа… Он не пил спиртного – вероятно от того, что в его крови был странный нездешний кислород, который вызывал странные реакции. И в конце концов некоторая манерность, нарочитость, придуманность, сохранявшаяся поначалу в его картинах, ушли: мечта изменила состав его крови полностью – его картины перестали быть странными, они стали именно такими, единственно возможными.

Под действием мечтательного глотка кислорода, который он вдохнул в коллекциях Щукина и Морозова, у Соколова в конце концов изменился состав крови – его живопись обрела подлинность и силу. Потому что живопись меняется только когда меняется сам художник.

Соколов в конце концов дорос до своей мечты.

Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments