Я уже рассказывал про идеологический тест Тьюринга. Его придумал не Алан Тьюринг, но это неважно.
Суть идеологического теста Тьюринга проста. Представьте себе, например, спор верующего и атеиста. В идеале перед началом спора нужно, чтобы каждый в порядке теста ответил бы на вопросы или написал эссе, в котором выступил бы с позиции своего оппонента. Если независимые судьи не смогут отличить ответы этого человека от ответов его оппонента, считается, что тестируемый корректно понимает позицию своего оппонента.
В противном случае спор не имеет смысла. Например, если атеист уверен, что верующий представляет себе Бога как доброго седовласого дедушку, сидящего на облаке, то верующий имеет полное право сказать: «Дружище, я тоже не верю в того Бога, в которого ты не веришь». Или если верующий думает, что атеист хочет сбрасывать попов с колоколен.
А есть еще один хороший прием в споре. Он называется уличная эпистемология. Суть этого метода состоит в том, чтобы помочь человеку вспомнить – как он пришел к своим убеждениям?
Например, человек верит в гомеопатию. Попросите его вспомнить, на каком основании держится его вера? Он слышал слова соседки? Все так делают? Его вылечили сахарными шариками? Елена Малышева хвалила оциллококцинум? Он боится «химии», а «природные средства» по его мнению безопасны? И так далее. А потом попросить человека подумать над надежностью и достоверностью тех источников, на основании которых он делает такой вывод.
Этот метод хорош тем, что вы не нападаете на своего собеседника, а встаете на его сторону и предлагаете вместе честно разобраться с прочностью его убеждений. Вы сосредотачиваетесь не на самом споре, а на разборе доказательств. Метод хорошо работает в самых разных областях – от религии до политики.
Попробуйте.