Eshka-43 (eshka_43) wrote,
Eshka-43
eshka_43

Category:

Американский астронавт: лучше полёт на «Союзе», чем на корабле Маска

Аватар пользователя Руслан Осташко

Уве­си­стую связку хво­ро­ста бро­си­ла в пы­ла­ю­щий костёр из задниц мас­ко­фи­лов аме­ри­кан­ский аст­ро­навт Карен Най­берг. Она не только за­яви­ла, что пред­по­чла бы полёт на рос­сий­ском «Союзе» ис­поль­зо­ва­нию «про­рыв­но­го» Crew Dragon от Илона Маска, но и при­ве­ла ве­со­мые ар­гу­мен­ты.

Не успел я ак­цен­ти­ро­вать ваше вни­ма­ние на свежей за­куп­ке услуг Ро­с­кос­мо­са звёзд­но-по­ло­са­тым NASA, как вот опять.

На­пом­ню, в преды­ду­щем ма­те­ри­а­ле я пред­по­ло­жил, что доктор Кейт Рубинс сама вы­зва­лась лететь на МКС именно на «Союзе» с рос­сий­ским эки­па­жем по той при­чине, что наши кос­мо­нав­ты – нор­маль­ные мужики.

Теперь же, в свете новых данных, стали ясны и другие воз­мож­ные при­чи­ны.

«Аме­ри­кан­ский аст­ро­навт Карен Найберг, в рамках ин­тер­вью, дан­но­го ре­дак­то­ру аме­ри­кан­ско­го из­да­ния “ARS Technica”, рас­ска­за­ла, что пред­по­чла бы полёт на рос­сий­ском "Союзе", а не Crew Dragon от SpaceX.

В рамках беседы, ко­то­рая дли­лась на про­тя­же­нии по­лу­ча­са, Найберг рас­ска­за­ла о несколь­ких при­чи­нах, по ко­то­рым она, если бы ей дали право выбора, на данный момент сде­ла­ла бы выбор в пользу рос­сий­ско­го “Союза”, а не аме­ри­кан­ско­го Crew Dragon».

Каковы же при­чи­ны, ко­то­рые по­вли­я­ли на явно не стра­да­ю­щую от­сут­стви­ем аме­ри­кан­ско­го пат­ри­о­тиз­ма жен­щи­ну-аст­ро­нав­та в пользу выбора рос­сий­ско­го «Союза»?

«Во-первых, по её мнению, курс под­го­тов­ки перед по­лё­том на “Союзе”, даже несмот­ря на необ­хо­ди­мость учить рус­ский язык, более функ­ци­о­наль­ный и удоб­ный для аст­ро­нав­та. Аст­ро­навт до­пус­ка­ет, что всё это лишь вре­мен­ное яв­ле­ние, с ко­то­рым SpaceX в даль­ней­шем спра­вит­ся».

Вот сейчас смешно было. Вы пред­став­ля­е­те, чему и как обу­ча­ют аме­ри­кан­ских аст­ро­нав­тов в «про­дви­ну­той» SpaceX, что лучше вы­учить рус­ский язык в пре­де­лах, необ­хо­ди­мых для вы­пол­не­ния миссии?

С учётом модных аме­ри­кан­ских веяний, я не удив­люсь, если в NASA скоро введут в курс под­го­тов­ки аст­ро­нав­тов такие дис­ци­пли­ны как «Изу­че­ние ген­дер­ных ас­пек­тов управ­ле­ния ко­раб­лём», или «По­ка­я­ние перед мень­шин­ства­ми за то, что в со­ста­ве эки­па­жей редко бывают чер­но­ко­жие».

«Во-вторых, в период под­го­тов­ки и даже во время полёта на рос­сий­ском ко­раб­ле, аст­ро­навт под­со­зна­тель­но ощу­ща­ет себя в боль­шей без­опас­но­сти — свя­за­но это с тем, что “Союз” осу­ще­ствил не одну сотню успеш­ных по­лё­тов, чего пока нельзя ска­зать о Crew Dragon».

Это – чистая правда. Недав­но глава Ро­с­кос­мо­са на­пи­сал об­шир­ную ко­лон­ку для жур­на­ла Forbes, ссылку на ко­то­рую мне при­слал под­пис­чик PolitRussia Иван. Ко­то­ро­му за это боль­шое спа­си­бо. И вот что Ро­го­зин на­пом­нил о числе по­лё­тов «Союзов».

«30 мая Илон Маск ис­пор­тил на­стро­е­ние не нам, а своим со­оте­че­ствен­ни­кам из ком­па­нии Boeing, опе­ре­див их с на­ча­лом лётных ис­пы­та­ний. Это их война, а не наша. У нас давно и непре­рыв­но ра­бо­та­ет на­ци­о­наль­ная кос­ми­че­ская транс­порт­ная си­сте­ма, мы её по­сто­ян­но со­вер­шен­ству­ем, од­но­вре­мен­но делая новый, ещё более со­вер­шен­ный ко­рабль.

Наш «Союз МС» за­слу­жил ре­пу­та­цию самого на­дёж­но­го кос­ми­че­ско­го ко­раб­ля в мире. Мы имеем уни­каль­ную ста­ти­сти­ку в 173 успеш­ных полёта. Даже те три аварии (в 1975, 1983 и 2018 годах), ко­то­рые про­изо­шли с ра­ке­та­ми-но­си­те­ля­ми (кстати, ракета «Союз» в своих раз­лич­ных мо­ди­фи­ка­ци­ях летала больше 1900 раз) на разных этапах вы­ве­де­ния ко­раб­ля, по­ка­за­ли его уни­каль­ную жи­ву­честь бла­го­да­ря на­дёж­но­сти си­сте­мы ава­рий­но­го спа­се­ния эки­па­жа. Эта ста­ти­сти­ка и есть его зо­ло­тая ви­зит­ная кар­точ­ка. Аме­ри­кан­ским ин­же­не­рам такую ре­пу­та­цию ещё пред­сто­ит за­слу­жить».

По­ла­гаю, аме­ри­кан­ские аст­ро­нав­ты пре­крас­но осве­дом­ле­ны о ста­ти­сти­ке по­лё­тов наших «Союзов». И это явно влияет на их пред­по­чте­ния, если речь идёт о доб­ро­воль­ном выборе, а не о «партия ска­за­ла – надо, аст­ро­навт от­ве­тил – есть!»

«И, в-тре­тьих, от­ме­ти­ла Карен, рос­сий­ские ко­раб­ли, в от­ли­чие от аме­ри­кан­ско­го, при воз­вра­ще­нии са­дят­ся на по­верх­ность земли, а не в океан. Это может быть за­мет­ной про­бле­мой в случае с устрой­ством от SpaceX, так как после при­зем­ле­ния аст­ро­нав­ты и без того стал­ки­ва­ют­ся с огром­ным дис­ком­фор­том из-за при­вы­ка­ния че­ло­ве­че­ско­го тела к зем­но­му при­тя­же­нию, а тут ещё и усло­вия, в ко­то­рых всё это будет про­ис­хо­дить сложно на­звать бла­го­при­ят­ны­ми».

Хоба! – И за­ко­но­мер­но ока­зы­ва­ет­ся, что клятая от­ста­лая Россия, о ко­то­рой кре­а­к­лы-мас­ко­фи­лы при­вык­ли рас­суж­дать в ка­те­го­ри­ях «людей не жалеют, бабы ещё на­ро­жа­ют», о людях-то как раз и по­за­бо­ти­лась. А хва­лё­ная SpaceX – об­лег­чи­ла себе тех­ни­че­скую задачу, по­сколь­ку сажать кап­су­лу на воду проще, чем на твёр­дую по­верх­ность. То есть, для Маска и NASA забота об эки­па­же – вовсе не на первом месте.

От­дель­но, поль­зу­ясь слу­ча­ем, на­пом­ню о бла­го­по­луч­но про­фу­кан­ных обе­ща­ни­ях SpaceX, что Crew Dragon будет са­дить­ся на вы­движ­ные опоры – как в фан­та­сти­че­ских ки­но­филь­мах. По факту же – вер­ну­лись к при­выч­ной для NASA схеме, в рамках ко­то­рой люди – на втором месте.

Как вам от­кро­ве­ния аме­ри­кан­ско­го аст­ро­нав­та, мас­ко­фи­лы?

А ведь Карен НАй­берг, в от­ли­чие от вас, знает, о чём го­во­рит. Она дважды бывала на орбите Земли, причём в первый раз – на мно­го­ра­зо­вом аме­ри­кан­ском «Дис­ка­ве­ри», а во второй – именно на рос­сий­ском «Союзе».

«В мае 2008 года со­вер­ши­ла свой первый полёт в космос в со­ста­ве экс­пе­ди­ции STS-124, про­ве­дя в кос­мо­се более 13 дней.

Стар­то­ва­ла во второй раз в космос 29 мая 2013 года на кос­ми­че­ском ко­раб­ле «Союз ТМА-09М» вместе с Фё­до­ром Юрчихиным (Россия) и Лука Пармитано (Италия). Уже менее чем через 6 часов ко­рабль при­сты­ко­вал­ся к МКС. Про­бы­ла в кос­мо­се более 166 суток. 11 ноября 2013 года вместе с эки­па­жем вер­ну­лась на землю; кос­ми­че­ский ко­рабль «Союз ТМА-09М» со­вер­шил по­сад­ку в ка­зах­стан­ской степи».

Карен про­дол­жа­ет тру­дить­ся в NASA, где за­ве­ду­ет от­де­лом ро­бо­то­тех­ни­ки. В общем, она ин­же­нер, и раз­би­ра­ет­ся в пред­ме­те, о ко­то­ром дала ин­тер­вью. Раз­би­ра­ет­ся, в от­ли­чие от фа­на­тов про­хо­дим­ца по фа­ми­лии Маск.

На­по­сле­док при­ве­ду ещё один фраг­мент ко­лон­ки Дмит­рия Ро­го­зи­на. Спе­ци­аль­но для тех, кто любит ве­ре­щать, что Ро­с­кос­мос стоит на месте, и что все ис­поль­зу­е­мые на­ра­бот­ки – со­вет­ские.

«К новым нашим раз­ра­бот­кам, ко­неч­но, от­но­сит­ся и новый пи­ло­ти­ру­е­мый мно­го­ра­зо­вый ко­рабль «Орёл», раз­ра­бот­ка ко­то­ро­го, на­ко­нец, сдви­ну­лась с мёрт­вой точки. На конец 2023 года мы ставим начало его лётных ис­пы­та­ний в без­эки­паж­ном ва­ри­ан­те, а в 2025 году он должен до­ста­вить кос­мо­нав­тов на МКС. Этот ко­рабль со­зда­ёт­ся для работы в даль­нем кос­мо­се, его ана­ло­гом яв­ля­ет­ся аме­ри­кан­ский «Орион». На его основе будет создан и воз­вра­ща­е­мый на Землю гру­зо­вой ко­рабль. Для вы­ве­де­ния «Орла» к Луне мы уже начали работу по со­зда­нию ракеты сверх­тя­жё­ло­го класса. В основе её кон­струк­ции – модули «Союза-5» и «Союза-6». Таким об­ра­зом, все вновь со­зда­ва­е­мые ракеты-но­си­те­ли во всех клас­сах — от лёг­ко­го до сверх­тя­жё­ло­го — со­зда­ют­ся в рамках единой тех­ни­че­ской по­ли­ти­ки.

Яв­ля­ясь ми­ро­вы­ми ли­де­ра­ми в ра­кет­ном дви­га­те­ле­стро­е­нии, мы от­кры­ли работы по пер­спек­тив­ным на­прав­ле­ни­ям, в част­но­сти по ме­та­но­во­му ра­кет­но­му дви­га­те­лю. Это очень ин­те­рес­ная тема, над ко­то­рой ра­бо­та­ет во­ро­неж­ское КБ хи­мав­то­ма­ти­ки. Дви­га­тель, ра­бо­та­ю­щий на топ­лив­ной паре кис­ло­род-метан, — это верная дорога к со­зда­нию мно­го­ра­зо­вых ра­кет­ных систем, и у нас есть в этом деле непло­хой научно-тех­ни­че­ский задел.

Прорыв в кос­ми­че­ских тех­но­ло­ги­ях мы ожи­да­ем и от сов­мест­ной с Ро­са­то­мом работы над транс­порт­но-энер­ге­ти­че­ским мо­ду­лем. В нашей от­рас­ли за него от­ве­ча­ют Центр Кел­ды­ша и санкт-пе­тер­бург­ское КБ «Ар­се­нал». Мы се­рьёз­но про­дви­ну­лись в по­ни­ма­нии тех­но­ло­гии работы этого ядер­но­го кос­ми­че­ско­го бук­си­ра, ко­то­ро­му нет аль­тер­на­ти­вы в по­ко­ре­нии даль­не­го кос­мо­са».

До 2023-го года не так уж далеко, как может по­ка­зать­ся. Как счи­та­е­те, будут ли ра­дост­но бро­сать кепки в воздух рос­сий­ские мас­ко­фи­лы, когда оте­че­ствен­ный «Орёл» со­вер­шит первый полёт к МКС в бес­пи­лот­ном ва­ри­ан­те? И сколь­ко без­ава­рий­ных по­лё­тов будет к тому вре­ме­ни у Crew Dragon?

У меня креп­кая память, за мной не за­ржа­ве­ет спустя 3 года вер­нуть­ся к этому ма­те­ри­а­лу и про­ци­ти­ро­вать ваши про­гно­зы.

Tags: Политика и жизнь, Происходящее, Россия
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments