Вена, Наталья Переверзева, NEWS.AP-PA.RU По итогам финансовой проверки венского Бургтеатра сезона 2013- 14 года была обнаружена "чёрная дыра" в бухгалтерии театра в 21,2 миллиона евро.
В начале ноября 2018 года в Австрии официально объявлено о прекращении уголовного следствия, коррупционного и налогового расследования по одному из крупнейших политико-культурных и финансовых скандалов произошедших в немецкоговорящем театральном пространстве.
А именно - в венском Бургтеатре, повергший театральную общественность Австрии и её культурную политику в глубокий творческий и имиджевый кризис. Прекращено по обоюдной договорённости участвующих сторон .
Венский Бургтеатр (исконное название у него Хофбургтеатр, данное ему при основании императрицей Марией -Терезией в год основания, в 1741 году, что означает Императорский, но в связи историческими событиями имя было изменено), один из старейших немецкоговорящих театров.
Старейший (после Комеди Францез в Париже) репертуарный театр Европы, и престижнейшая театральная площадка современного немецкоговорящего мира.
По роли и значению в театральном искусстве примерно как наш Малый театр в России. Подтверждение этому, например, существование особого немецкого языка, который называется "бургтеатрдойч", немного отличается от немецкого литературного языка.
Но тем не менее, имеющий право на существование, как пример сценического в литературной немецкой культуре. Право честно завоёвано в "творческих баталиях", и очень интересна история этих "баталий". Но мы отвлеклись.
По итогам финансовой и аудиторской проверки сезона 2013-14 года была обнаружена "чёрная дыра" в бухгалтерии театра, в которую провалились 21,2 миллиона евро.
Были заведены уголовные дела и тут же отстранены от работы интендант Маттиас Хартман, финансовый директор Сильвия Штантейски.
Глава Австрийского холдинга театрально - зрелищных предприятий, которому принадлежит театр и который приставлен наблюдать и решать юридические, финансовые и налогово-бюджетные вопросы Георг Шпрингер, срочно покинул пост, сказавшись пенсионером.
Никто из участников разбирательств не был арестован или помещён под домашний арест по очень простой причине - все сразу и безоговорочно в полной мере согласились сотрудничать со следствием, антикоррупционным комитетом и налоговой службой.
Пакет предъявленных обвинений и лихость закрученности сюжетов впечатляет - мошенничество в особо крупных размерах, фальсификация бухгалтерской отчётности, хищения, чёрный нал, служебная некомпетентность, коррупция, ложные обвинения, не выплаты в социальные фонды, уклонение от уплаты налогов, покушение на жизнь.
Да, да, и покушение на жизнь Маттиаса Хартмана, что говорит о градусе накала просто криминальных разборок, учитывая, что дело происходит в современной Вене, в Австрии, а не в Чикаго 30 -х годов.
Средствами массмедиа Австрии это дело освещалось как следствие сращения политико-культурной деятельности чиновничества с криминально-коррупционной составляющей по всем сферам культурной жизни страны. Мало никому не досталось. Поимённо.
И тут мы подходим к очень интересному пункту по которому это всё нас может интересовать, если сравнивать, как вы уже догадались, это громкое австрийское дело с одним не менее громким российским финансовым театральным скандалом. По реакции и поведению всех действующих лиц.
Сравнивать масштаб личности и одарённости талантом Маттиаса Хартмана и Кирилла Серебренникова я не буду. У Серебренникова и труба намного пониже и дым из неё намного пожиже, хотя в России по этому вопросу разные мнения, в большинстве негативные, не будем спорить.
Но очевидность невосполнимости нанесённого ущерба, в том числе и её чиновниками, репутации Министерства культуры России и её госорганов так же ясна.
Маттиас Хартман действительно талантливый и один из знаменитых режиссёров работавший, и работающий до сих пор в ведущих театрах Германии, Австрии и Швейцарии.
С хорошим основным специальным образованием, да и размах действий "бес попутал " тоже не сравним. Но никому из действующих лиц скандала в Австрии даже в голову не пришло выбивать из этого "политические дивиденды" и превращать это всё в политический фарс.
В Австрии многопартийная система, и Министерство культуры в то время было в руках социалистов. Вот бы где партиям соперникам разгуляться! Хотя под руководством Маттиаса Хартмана очень разный репертуар был в Бургтеатре. Очень разный, и само собой подвергался критике.
Ни одному из рупоров массмедиа не вздумалось денонсировать и очернять государственные правоохранительные органы, налоговую службу или антикоррупционный комитет.
Так же ни одному из персонажей интеллектуально - культурной среды Австрии (неважно каких идейно - политических и творческих взглядов они придерживаются ) не пришло в голову публично плясать и прыгать с молодецким посвистом, вроде: "Финансовая система такова в стране, что нас каждого бери и не ошибёшься". Может другими словами, но суть такая же.
Или выходить с плакатами и подписывать коллективные письма на тему: "Прекратите преследовать режиссёра Хартмана, он творческий человек и ничего не понимает в финансах".
Или привлекать кого - то из -за границы Австрии с "убедительными просьбами повлиять" на Канцлера или совать Канцлеру записочки на культурных мероприятиях.
Вы думаете в Австрии, в Германии и в Швейцарии финансовая и налоговая система проще, чем в России? Нет. И уничтожение финансовых документов, даже без нарушений в предприятии, уголовно наказуемое деяние.
Мало того, в 2017 году, когда налоговая служба стала интересоваться очень конкретно у каждого работника театра, что там "с деньгами", труппа театра написала коллективное письмо, где обвинила бывшего интенданта и режиссёра Маттиаса Хартмана в авторитарном стиле руководства, в превышение власти и в расизме с оттенком гомофобии. По смыслу - ну вот попробовали бы мы вообще ему возразить, он бы нас сразу бы визуально и отхаризментил.
На что только неспособно осознание того, что налоговая служба настигнет тебя при любых раскладах жизненной ситуации, с той же неотвратимостью, с которой наступают ночь и день или весна сменяет зиму.
В Австрии у налоговой службы отсутствуют чувства юмора. И чувства прекрасного в творческой трактовке событий тоже напрочь нет.
Хартман с ними судился по коллективному гражданскому иску. Выиграл. Вообще вся эта история полна взаимных обвинений и бесконечных гражданских и судебных разбирательств, полная ещё тайн и недомолвок с неточной суммой финансового ущерба. И публичного четырёхгодичного унижения знаменитейшего театра Европы.
Чем "сердце успокоилось" - Хартман возместил часть материального ущерба сам, другую часть возместил Холдинг театрально-зрелищных предприятий из страховой суммы. Включая адвокатские расходы, некоторую часть возмещали частные финансовые фонды (это отдельный разговор - кто и что).
Все эти деньги сейчас аккумулированы в нотариальной посреднической конторе, которая будет выплачивать конкретные суммы истцам. Конкретность сумм уточняется. Но у Хартмана тоже есть претензии к трудовому законодательству Австрии, это тоже в разработке. "Следствие закончено. Забудьте".
Единственный персонаж, для кого это может закончится очень печально, несмотря на полную кооперацию в работе - это Сильвия Штантейски. Ей 64 года, на пенсии, бывший финансовый директор театра, хотя очевидно, что без решающей подписи Хартмана ничего бы не происходило.
Но у неё, как видно, нет ресурсов из которых можно выплатить было откупную у государства. Ей грозит до 10 лет лишения свободы. Суд впереди.
Сильвия Штантейски даже внешне похожа на дам-бухгалтеру Масляеву из московского дела "Гоголь-центра". И независимо от того, как выйдет у Серебренникова, у них похоже и судьба будет общая.
P.S. Эта заметка была опубликована в 2018 году. Длившееся 6 лет дело, в январе 2020 года было закончено. Бухгалтеру Сильвии Штантейски присудили 4 года колонии, затем учли проблемы с сердцем, диабет, психическое заболевание, не судимость ранее, хорошие характеристики с работы и дали 2 года и выплату 350 тысяч евро штрафа.
Затем ей скостили сумму штрафа, учли, что она 6 лет провела под следствием и утвердили 2 года условно.
Наталья Переверзева,
Австрия, Вена