Eshka-43 (eshka_43) wrote,
Eshka-43
eshka_43

Categories:

Наталья Переверзева: Чем закончилось дело австрийского Серебренникова?



Вена, Наталья Переверзева, NEWS.AP-PA.RU По итогам финансовой проверки венского Бургтеатра сезона 2013- 14 года была обнаружена "чёрная дыра" в бухгалтерии театра в 21,2 миллиона евро.

В начале ноября 2018 года в Австрии официально объявлено о прекращении уголовного следствия, коррупционного и налогового расследования по одному из крупнейших политико-культурных и финансовых скандалов произошедших в немецкоговорящем театральном пространстве.

А именно - в венском Бургтеатре, повергший театральную общественность Австрии и её культурную политику в глубокий творческий и имиджевый кризис. Прекращено по обоюдной договорённости участвующих сторон .

Венский Бургтеатр (исконное название у него Хофбургтеатр, данное ему при основании императрицей Марией -Терезией в год основания, в 1741 году, что означает Императорский, но в связи историческими событиями имя было изменено), один из старейших немецкоговорящих театров.

Старейший (после Комеди Францез в Париже) репертуарный театр Европы, и престижнейшая театральная площадка современного немецкоговорящего мира.

По роли и значению в театральном искусстве примерно как наш Малый театр в России. Подтверждение этому, например, существование особого немецкого языка, который называется "бургтеатрдойч", немного отличается от немецкого литературного языка.

Но тем не менее, имеющий право на существование, как пример сценического в литературной немецкой культуре. Право честно завоёвано в "творческих баталиях", и очень интересна история этих "баталий". Но мы отвлеклись.

По итогам финансовой и аудиторской проверки сезона 2013-14 года была обнаружена "чёрная дыра" в бухгалтерии театра, в которую провалились 21,2 миллиона евро.

Были заведены уголовные дела и тут же отстранены от работы интендант Маттиас Хартман, финансовый директор Сильвия Штантейски.

Глава Австрийского холдинга театрально - зрелищных предприятий, которому принадлежит театр и который приставлен наблюдать и решать юридические, финансовые и налогово-бюджетные вопросы Георг Шпрингер, срочно покинул пост, сказавшись пенсионером.

Никто из участников разбирательств не был арестован или помещён под домашний арест по очень простой причине - все сразу и безоговорочно в полной мере согласились сотрудничать со следствием, антикоррупционным комитетом и налоговой службой.

Пакет предъявленных обвинений и лихость закрученности сюжетов впечатляет - мошенничество в особо крупных размерах, фальсификация бухгалтерской отчётности, хищения, чёрный нал, служебная некомпетентность, коррупция, ложные обвинения, не выплаты в социальные фонды, уклонение от уплаты налогов, покушение на жизнь.

Да, да, и покушение на жизнь Маттиаса Хартмана, что говорит о градусе накала просто криминальных разборок, учитывая, что дело происходит в современной Вене, в Австрии, а не в Чикаго 30 -х годов.

Средствами массмедиа Австрии это дело освещалось как следствие сращения политико-культурной деятельности чиновничества с криминально-коррупционной составляющей по всем сферам культурной жизни страны. Мало никому не досталось. Поимённо.

И тут мы подходим к очень интересному пункту по которому это всё нас может интересовать, если сравнивать, как вы уже догадались, это громкое австрийское дело с одним не менее громким российским финансовым театральным скандалом. По реакции и поведению всех действующих лиц.

Сравнивать масштаб личности и одарённости талантом Маттиаса Хартмана и Кирилла Серебренникова я не буду. У Серебренникова и труба намного пониже и дым из неё намного пожиже, хотя в России по этому вопросу разные мнения, в большинстве негативные, не будем спорить.

Но очевидность невосполнимости нанесённого ущерба, в том числе и её чиновниками, репутации Министерства культуры России и её госорганов так же ясна.

Маттиас Хартман действительно талантливый и один из знаменитых режиссёров работавший, и работающий до сих пор в ведущих театрах Германии, Австрии и Швейцарии.

С хорошим основным специальным образованием, да и размах действий "бес попутал " тоже не сравним. Но никому из действующих лиц скандала в Австрии даже в голову не пришло выбивать из этого "политические дивиденды" и превращать это всё в политический фарс.

В Австрии многопартийная система, и Министерство культуры в то время было в руках социалистов. Вот бы где партиям соперникам разгуляться! Хотя под руководством Маттиаса Хартмана очень разный репертуар был в Бургтеатре. Очень разный, и само собой подвергался критике.

Ни одному из рупоров массмедиа не вздумалось денонсировать и очернять государственные правоохранительные органы, налоговую службу или антикоррупционный комитет.

Так же ни одному из персонажей интеллектуально - культурной среды Австрии (неважно каких идейно - политических и творческих взглядов они придерживаются ) не пришло в голову публично плясать и прыгать с молодецким посвистом, вроде: "Финансовая система такова в стране, что нас каждого бери и не ошибёшься". Может другими словами, но суть такая же.

Или выходить с плакатами и подписывать коллективные письма на тему: "Прекратите преследовать режиссёра Хартмана, он творческий человек и ничего не понимает в финансах".

Или привлекать кого - то из -за границы Австрии с "убедительными просьбами повлиять" на Канцлера или совать Канцлеру записочки на культурных мероприятиях.

Вы думаете в Австрии, в Германии и в Швейцарии финансовая и налоговая система проще, чем в России? Нет. И уничтожение финансовых документов, даже без нарушений в предприятии, уголовно наказуемое деяние.

Мало того, в 2017 году, когда налоговая служба стала интересоваться очень конкретно у каждого работника театра, что там "с деньгами", труппа театра написала коллективное письмо, где обвинила бывшего интенданта и режиссёра Маттиаса Хартмана в авторитарном стиле руководства, в превышение власти и в расизме с оттенком гомофобии. По смыслу - ну вот попробовали бы мы вообще ему возразить, он бы нас сразу бы визуально и отхаризментил.

На что только неспособно осознание того, что налоговая служба настигнет тебя при любых раскладах жизненной ситуации, с той же неотвратимостью, с которой наступают ночь и день или весна сменяет зиму.

В Австрии у налоговой службы отсутствуют чувства юмора. И чувства прекрасного в творческой трактовке событий тоже напрочь нет.

Хартман с ними судился по коллективному гражданскому иску. Выиграл. Вообще вся эта история полна взаимных обвинений и бесконечных гражданских и судебных разбирательств, полная ещё тайн и недомолвок с неточной суммой финансового ущерба. И публичного четырёхгодичного унижения знаменитейшего театра Европы.

Чем "сердце успокоилось" - Хартман возместил часть материального ущерба сам, другую часть возместил Холдинг театрально-зрелищных предприятий из страховой суммы. Включая адвокатские расходы, некоторую часть возмещали частные финансовые фонды (это отдельный разговор - кто и что).

Все эти деньги сейчас аккумулированы в нотариальной посреднической конторе, которая будет выплачивать конкретные суммы истцам. Конкретность сумм уточняется. Но у Хартмана тоже есть претензии к трудовому законодательству Австрии, это тоже в разработке. "Следствие закончено. Забудьте".

Единственный персонаж, для кого это может закончится очень печально, несмотря на полную кооперацию в работе - это Сильвия Штантейски. Ей 64 года, на пенсии, бывший финансовый директор театра, хотя очевидно, что без решающей подписи Хартмана ничего бы не происходило.

Но у неё, как видно, нет ресурсов из которых можно выплатить было откупную у государства. Ей грозит до 10 лет лишения свободы. Суд впереди.

Сильвия Штантейски даже внешне похожа на дам-бухгалтеру Масляеву из московского дела "Гоголь-центра". И независимо от того, как выйдет у Серебренникова, у них похоже и судьба будет общая.

P.S. Эта заметка была опубликована в 2018 году. Длившееся 6 лет дело, в январе 2020 года было закончено. Бухгалтеру Сильвии Штантейски присудили 4 года колонии, затем учли проблемы с сердцем, диабет, психическое заболевание, не судимость ранее, хорошие характеристики с работы и дали 2 года и выплату 350 тысяч евро штрафа.

Затем ей скостили сумму штрафа, учли, что она 6 лет провела под следствием и утвердили 2 года условно.

Наталья Переверзева,

Австрия, Вена

Tags: Политика и жизнь, Происходящее, Россия
Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 1 comment