Eshka-43 (eshka_43) wrote,
Eshka-43
eshka_43

Categories:

О как! Альбер Глез. Миры

…вот, мыслящий человек вечно пытается выразить сложность своего внутреннего мира на фоне простоты природной, чисто внешней гармонии; две метафизики сталкиваются: внешняя, непостижимая гармония природы – а ведь она уводит в гигантские масштабы Вселенной – и внутренний хаос сознания в равной степени закрыты, и у Глеза, они взаимно отталкиваются, напряжение конфликта нарастает до предела в подчеркнуто спокойной обстановке интерьера

появляется иное, человеческое, измерение, которое вносит искажение: человек все видит по-своему, нет никакой «объективной реальности», это выдумка для успокоения и апатии ума; творческий интеллект живет иначе, видит иное: восприятие есть формирование

вне моего восприятия, вне моего сознания, вообще ничего нет – привет тебе, блаженный епископ, — потому что эта мертвая внешняя «реальность» не имеет никакого значения; она обретает значение и смысл лишь в моем видении, моей непосредственной реакции, а самой совершенной реакцией и является творчество

таким образом, я пишу картину вовсе не для того, чтобы увековечить этот пейзаж или создать какую-то «красоту» — я не владею красотой, как не владею духом, — я пишу, чтобы установить измерения настоящей, внутренней реальности, писать значит быть

отсюда восторг и отсюда упадок и уныние, когда не пишется, потому что в такие моменты я не существую, я сквожение вне реального мира; дело в том, что его нельзя удостоверить и установить раз навсегда – такого мира не существует – и в этом чудо живописи, которая фиксирует мгновения бытия

именно поэтому только творческое сознание причастно реальности, все прочие пребывают в той или иной форме иллюзии; в этом поразительный парадокс человеческого восприятия

художник играет формами, обозначая случайность вообще любой формы, как и мира в целом; и снова разящий парадокс: гармония природы, в которую ворвался хаос творческого интеллекта, сменяется хаосом форм, а именно творец остается неким недвижимым центром

творчество – это оптимальный человеческий прием преобразования мира; меня интересует именно эта картина личного восприятия, очеловеченный пейзаж, вызванный к жизни не лучами банального заката, а внутренним жаром и тайной динамикой духа

иначе говоря, этот мир не гитара, кувшин, пейзаж, стол и скатерть – это контраст цветов, крик радости, высокий аккорд духа, томление и желание – реальны лишь человеческие чувства, интуиции, идеи, черт вас подери, остальное – пыль!



картина не есть отражение – зачем нужны отражения, копии, суррогаты, описания? – не отражение, но выражение: чисто человеческие эмоции, порывы, идеи, задавленные сутолокой улиц и всей вашей серьезной «общественной» чепухой

а их надо выставить на первый план, ведь мы не придаем значения самым тонким и глубоким интуициям, собственным прозрениям; на это нужно много энергии, а она уходит на пустяки; художник исправляет эту ошибку сознания, задавленного сутолокой, потому что он обладает самым главным даром, самым великим качеством – свободой

картина – акт свободы; ведь свобода не живет в клетке дней, она вне времени и пространства, традиций и условностей, и ей нужна ежедневная практика; только тогда она сохраняет свежесть и форму…

кубист резко и свободно кроит совершенно иную проекцию мира, взрывая привычные очертания и давая чертеж души, вид из интуиции, из чувства; он разрушает привычные искажения и догмы восприятия (а ведь оно только кажется нам реалистичным и адекватным)

один живой жест, один живой штрих стоят больше всех ваших мертвых и банальных пейзажей

и в такой ситуации для меня не так важно сохранить цельность – как раз напротив, в модернизме я нахожу удивительный разнобой, творчество невозможно вне конфликта, если у вас нет серьезной, драматической и неразрешимой проблемы, у вас нет повода для творчества

и путь к цельности — через разлом, через страдание, и я нахожу этот свой исконный мир не в каком-то готовом виде – вот, теперь можно прилечь и спокойно отдохнуть – нет, г-да, это совершенно другое занятие, которое похоже на вечное восхождение к недостижимой вершине


А. Глез. Портрет Игоря Стравинского

и любое восхождение – чтобы не быть просто самообманом, праздной игрой воображения – связано с этой исконной свободой, которая (я начинаю все более убеждаться в этом) является природным качеством, свойственным лишь высоким художникам

этому не учат, это не передают и вряд ли можно это отнять; и только свободный бросает в мир эти неповторимые чертежи души смело и самоуверенно – как право имеющий… и люди чуткие, которые чуют эту свободу, жадно ловят каждое слово и каждый знак

ведь мы живем в мире, где свободы становится все меньше, и если прежде было кого винить – баре, тираны, капиталисты – то теперь клетка сжимается самым естественным образом, оглянуться не успеешь, а ты уже не человек, а какое-то тесто…

все это относится не только к людям, но и к странам, к культурам: я представляю эту галактику человеческой культуры: все как в физике: масса планеты определяет притяжение, а если нет этой массы, то она следует на другие орбиты, распыляется, дробится в пустых столкновениях и в конце концов вовсе исчезает

это масса духовной реальности, пережитой, усвоенной на торном пути ошибок и заблуждений, масса преобразованной творческой энергии, преобразованной материи; потому что вы не можете просто отметить материю: ее надо победить адекватной энергией

а именно материальность, плотскость и определяет подчинение случайным силам притяжения, и ваша свобода в этом случае есть просто свобода движения по орбите, самообман

кубизм всегда казался мне отражением этой напряженной борьбы с материей, которую он кроил, мял, взрезал, разрушая ее природный монолит, а вот русская культура снова временно оказалась на его орбите – и снова отпала в грубый и бесплодный материализм

и сегодня мы видим разрушение остатков этой планеты; и мы все как вольные астероиды, которые летят по разным орбитам: ничто уже не связывает нас, и эта новая свобода совершенна и совершенно бесплодна…



я говорю о силе сопротивления мощным слепым силам – природы, материи, Космоса, земли – и эта сила сопротивления, эта энергия преобразования, короче – творчество — оно и является воплощением человеческого начала, силой культуры, которая противостоит хаосу

а у дикарей нет этой силы, которая не только заставляет людей создавать высокие шедевры и возносить идеалы, но и сохранять свое достоинство, ценить свободу, вести человеческую жизнь и уважать друг друга

в противоположность этому, они начинают славить слепые силы, в которых видят родственные стихии, верят в разум и не знают ничего иного, и уже нет на свете никакой возможности вернуть их в сложный и освященный великим Духом человеческий мир



это только далекому от искусства читателю кажется, что человек читает живопись так просто – и это касается любого иного рода искусств; на самом деле, художник, когда пишет картину, находится в состоянии внутреннего конфликта: невозможно никакое иное творчество, потому что это сублимация, выход из обычного состояния, и просто она не дается почти никому (а в наше время – вообще никому)

и читатель, созерцатель тоже должен пройти через такое состояние, и это мучительный разлад, волнение, напряжение, искание пути – я каждый раз снова повторяю его путь, и для этого надо обладать определенными свойствами, в частности, очень желать смысла

осмысление, понимание, исследование должно быть частью моего сознания, его основанием, его modus vivendi; то есть, я так живу, так дышу, что должен обязательно обладать этой глубиной подобно глубинной рыбе, которая рыскает по этим каньонам и ямам вовсе не только в поисках пищи, но они томят ее и влекут, она должна освоить свою территорию

ягуар обходит свои владения и метит участок, потому что он тоже ее стережет и пасет – и точно так же действует мыслящий эстет, в отличие от обывателя: тот не имеет своей территории для сознания, но согласен на общую, он смотрит ящик и вполне доволен

и там конфликты, однако придуманные, это фикции для оживления сонного сознания, чтобы оно тоже испытало какие-то эмоции и драмы – хоть автоматически и даже не веря в них; ненастоящая жизнь…

так люди теряют постепенно способность к этой концентрации жизни, к возвышенности, восхождению на ее высшие этажи, довольствуясь обыденным: человек, к сожалению, слишком широк натурой и может существовать в совершенно разных парадигмах
Tags: А пофилософствовать?, Искусство
Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments