Eshka-43 (eshka_43) wrote,
Eshka-43
eshka_43

Category:

Из глубин инета... В разных странах – и даже городах – существуют свои Дни художника,

а некоторые представители творческого цеха ратуют за признание таковым 25 октября – дня рождения Пикассо. «Почему не Рембрандта, например, – возможно, спросите Вы, – или Леонардо?.. Понятное дело, Пикассо – самый коммерческий живописец всех времён и народов – но рекорд-то с недавних пор, как раз, принадлежит создателю «Спасителя мира?..» Ну… возможно, речь зайдёт и о да Винчи, пока же – что имеем.
…Не всё так просто и с терминологией!.. Исторически «художник» – это «живописец»; вероятно, первыми были обитатели пещер каменного века, а следующими – античные греки (или древние китайцы) – однако, со временем понятие расширится на всех людей искусства. (По крайней мере, в русском языке – скажем, англоговорящие различают, кто у них painter, а кто – artist). Само собой, в «великом и могучем» тоже существует немало уточняющих наименований, вроде «скульптор» или «график»… но, в широком смысле слова, все они – «художники», будь то «художник-оформитель», «художник-дизайнер» – или даже «художник-сканограф»… И, само собой, не забудем про «художников слова»!..
…В конце концов, именно о них достойный представитель писательского цеха Михаил Пришвин сказал: «Труднее всех художников, конечно, художнику слова, потому что трудность выражения чувства мысли здесь легко подменяется и умерщвляется логикой». А его современник и коллега, Максим Горький (очевидно, имея в виду «расширительное» значение слова), со всей пролетарской прямотой утверждает: «Художник – чувствилище своей страны, своего класса, ухо, око и сердце его; он – голос своей эпохи!». (Прямо так и сказал – «чувствилище», причём слово это, согласно словарю, – не новояз, а, наоборот: «устар.»)
…Идём дальше. «Выдающийся художник часто не может судить ни о своих, ни о чужих произведениях», – подмечает старик Гёте. Ему вторит уже упомянутый сегодня Пабло Пикассо: «Начинающего художника понимают лишь несколько человек. Знаменитого – ещё меньше».
«Задача художника – отделить правду от притворства», – полагает Роден. Ан нет, вступает в дело Анатоль Франс: «Художники обязаны показывать нам, сколь хороша жизнь. Иначе у нас появились бы сомнения». Что касается Льва нашего Николаевича, то тот, по обыкновению, обстоятельно, разъясняет: «Кажется странным и безнравственным, что художник, видя страдания людей, не столько сострадает, сколько наблюдает, чтобы воспроизвести эти страдания. А это не безнравственно. Страдание одного лица есть ничтожное дело в сравнении с тем духовным – если оно благое – воздействием, которое произведёт художественное произведение».
…Общеизвестно, что для искусства (во всех его формах) объективной оценки не существует. Потому, приобщим к делу высказывание Оскара Уайльда: «Картина несёт нам не большую весть или смысл, чем дивный кусок венецианского стекла или голубой изразец со стены Дамаска: это лишь прекрасно окрашенная поверхность». Отнюдь, полагает наш Василий Верещагин: «Каждая моя картина должна что-либо сказать, по крайней мере, только для этого я их и пишу». Иван Крамской, в свою очередь выражает надежду: «Если картина возбуждает толки, и даже оживлённые, значит, в ней есть же что-нибудь; стало быть, искусство может исполнять роль несколько более высшего порядка, чем украшение и забава жизни».
...Бесспорно! Хотя Огюст Ренуар шутит (или не очень шутит?): «Я никогда бы не занялся живописью, не будь у женщин грудей». Гюстав Курбе гораздо серьёзней: «Живопись – это вполне конкретное искусство, оно может быть только изображением действительно существующих вещей. Это язык природы, язык зримого мира. То, чего мы не видим, не существующее и абстрактное, не относится к области живописи».
…Разве?.. «Для художника-творца нет ничего сложнее, чем нарисовать розу, ведь сперва он должен забыть о всех розах, нарисованных раньше», – говорит Анри Матисс. А до него Эжен Делакруа удивлялся парадоксу: «Какое чудо – восхищаться в живописи тем, чем в реальности не восхищаешься!» Что ещё?.. Рембрандт, в свой время, глубокомысленно и загадочно заметил: «Живопись нельзя нюхать». Возможно, речь о составе красок?..
PS: ...Здесь мы, пожалуй, остановимся (поскольку наговорено о художниках – и ими самим – за тысячелетия немало) – но напоследок процитируем всё того же Матисса: «Художник всегда оставляет чересчур много картин… У него один серьезный враг – его собственные плохие картины».С прославленным фовистом вряд ли согласился бы чемпион по количеству полотен – Пикассо:«Художник – это человек, который пишет то, что можно продать. А хороший художник – это человек, который продаёт то, что пишет». …Одним словом: «Киса, я хочу вас спросить, как художник – художника: вы рисовать умеете?..» Впрочем, это – совсем другая история.
На изображении может находиться: 2 человека


Tags: Искусство
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments