
Ванькина фотография Кирилло-Белозерского монастыря всколыхнула в памяти воспоминание о том благословенном лете, когда жила я с пятилетним Пашкой целое лето в громадной монастырской столовой Никитского монастыря в Переславле-Залесском. Муж моей приятельницы во время войны был эвакуирован сюда из Белоруссии и, тк монастырскую половину заключенных отправили на войну, то вторую половину отдали беженцам ( монастырь до войны был исключительно тюрьмой и до наших пор там за стенами стоял забор с колючей проволокой). Ключевой родник внутри монастыря был засыпан, а когда мы стали копать татьянин огород, прибежала соседка и сказала - указ, копать не больше полуметра, - но к тому времени вы накопали пару старых медных монет. У местных ходило поверье, что все, кто жил в монастыре сумасшедшие и пожизненные неудачники.Странное дело…тогда уже начали реставрировать старые монастыри, в городе обсасывали монастырь 18 века, а этот, Никитский, старый 11 века стоял совершенно в разрухе – до этого я видела тоже самое в Кириллове, где старинная часть монастыря с земляной кельей Кирилла и Мефодия была в запущении и туда редко водили туристов, а новую во всю приводили в порядок. Насколько я помню рассказы деда, который в монастыре работал еще до войны и собирал все народные байки о житии Никиты и истории монастыря, монастырь был некогда вотчиной Ивана Грозного, строил его итальянец по заказу царя, который основательно готовил именно этот монастырь как прибежище в случае переворота в Москве. Например, там были засыпанные ворота, уходящие в землю в которые могла бы въехать тройка лошадей с каретой, а ночью в келье было слышно, как плещутся волны за стенами монастыря и верещат сверчки. Рядом с монастырем была горка, теперь пустая, а в ТЕ времена там стоял терем, в котором родился Александр Невский.(еще раз, все, что я рассказываю, это народные байки о монастыре, они крепко влились в голову и я даже не читала официальную историю ни города ни монастыря). Никита столпник был сборщиком податей, одним из самых жестоких и забил до смерти немало людей. Но однажды он пришел к стенам монастыря и попросился к монахам в послушники. Ему отказали из-за его грехов . Существовало старое поверье, что раз в году на озеро под монастырь слетается мошкА и зверствует до того, что может объесть человека до костей. Вот Никита и пошел под стены на озеро и улегся там на берегу. Утром монахи принесли его, смертельно покусанного, в монастырь, выходили оставили у себя. Он собственноручно построил для себя столп, замуровал его изнутри и повесив на себя тяжелейшие вериги не слезал с него до конца жизни и монахи на веревке поднимали ему еду и воду. Никита был не только одним из первых столпников, но и совершал при жизни чудеса, лечил людей, спуская им свой посох (кто дотрагивался до него, выздоравливал.) Однажды мимо проезжал знатный князь, родственник царя, по дороге он смертельно заболел и слуги привезли ему посох от Никиты, после чего он выздоровел. На старом заброшенном кладбище была часовня, построенная в честь выздоровления князя, меня поразило, насколько она была загажена, а на фресках у всех святых были выколоты глаза (вспомнился рассказ Шукшина о том, как мужики ломали церковь, поражает, как в народе сочетается фанатическая вера с маниакальной ересью (уж я поездила в 70-е по северу, насмотрелась (например, узнав, что ездят по области московские реставраторы с табличками – охраняется законом, у нас на глазах, при подъезде к деревне, взорвали церквушку 14 века, как потом сказали, испугались, настолько она была изгажена и разрушена). Старикан рассказывал, что, когда из монастыря сделали тюрьму, народ спрятал мощи Никиты и и тихонько ходит ему молиться. После моего отъезда на следующее лето рухнул громадный купол собора…Что сейчас с монастырем, не знаю (каждый раз, приезжая в любимое место, испытываю горечь и душевную тоску, поэтому никогда не возвращаюсь в любимые места и стараюсь не общаться с прежними знакомцами и полудрузьями). Кстати, в городе в те времена ходила еще одна байка про городскую сумасшедшую (увы, забыла имя). О ней рассказала старушка-соседка по монастырю. Сумасшедшая была в городе кем-то вроде Ксении петербургской. Этой сумасшедшей на деньги народа после ее смерти была поставлена церковь, но ее разрушили и старушки спрятали мощи и бабуля водила меня на место , где народ, как считалось, их перепрятал…. – Бабуля рассказала,что блаженная ходила во все время года в старом платье, лечила людей приговорами и они, девчонки из ткацкой фабрики перед работой часто подбегали к ней,- если я ее трогала, у меня потом на станке нить никогда не рвалась целый день…- Под монастырем лежал Синий камень , который был местной достопримечательностью, считалось, если на нем провести ночь, исполнялись желания. С этим мракобесием власти боролись и старушенция из монастыря рассказывала, что камень проволокли на середину озера по льду и затопили, но весной он опять оказался на своем месте. Это была глыба с синими блестками на солнце и местная интеллигенция называла ее метеоритом. Однажды ко мне подошел дядечка и сказал, что его старая мать просит меня придти. Старушка была совсем древней и уже не вставала. –…Вы такая же, как та стриженная, что сжигала иконы, но Маша о вас хорошо говорит…- В 20-е годы, когда сжигали иконы церквей и монастырей, старушка, тогда еще молодая девушка, ночью вытащила из кучи, приготовленной на сожжение, большую главную икону собора и спрятала ее в подвале собственного дома, где она и лежала в ту пору. Она попросила меня забрать ее и отдать в церковь в Москве. Я съездила в Загорск и рассказала о ней батюшке,надеюсь икону вывезли или хотя бы продали, а то по северам после смерти стариков иконы валялись в сараях. Вот, собственно, почти все о том благословенном теплом лете, когда над Переяславском озером по ночам в ясную погоду полыхали сполохи молний….