Eshka-43 (eshka_43) wrote,
Eshka-43
eshka_43

Category:

Макс Фрай - кланяюсь....

Автор Российская писательница и художник Светлана Мартынчик (р. 1965); часть текстов написана в соавторстве с Игорем Степин

Мистификация Начиная с 1996 года в питерском издательстве «Азбука» стали выходить книги писателя Макса Фрая. Жанр — фэнтези с элементами пародии. Романы постепенно набирали популярность, а к 2001 году Макс Фрай превратился в одного из самых издаваемых российских писателей-фантастов. В конце концов популярность автора выросла до такой степени, что возникла необходимость предъявить его публике: Фрай стал настоящей звездой.,


Разоблачение Среди заграничных авторов Макс Фрай не числится, для России такие имя и фамилия нетипичны — значит, это псевдоним, решили все. Издательство отшучивалось, что Макс Фрай — голубоглазый негр. Так продолжалось до осени 2001 года, пока в эфире телепрограммы Дмитрия Диброва ведущий не представил зрителям Светлану Мартынчик в качестве настоящего автора книг Макса Фрая. А затем разгорелся скандал: Мартынчик обвинила «Азбуку» в том, что она пытается зарегистрировать «Макса Фрая» как торговую марку и посадить литературных негров писать за нее.

Смысл мистификации В 1990-е на фоне хлынувшего на отечественный рынок потока зарубежной фантастики российские авторы несколько потерялись. В результате начали появляться книги отечественного происхождения, но под иностранными фамилиями. Дмитрий Громов и Олег Ладыженский писали от имени Генри Лайона Олди, а Елена Хаецкая превратилась в Мэделайн Симонс. По той же причине родился и псевдоним «Макс Фрай». Кстати, на книгах Фрая всегда стояли копирайты самой Мартынчик. Фактически речь идет об издательской, а не писательской мистификации: фигура автора тщательно мифологизируется, а в момент раскрытия псевдонима, если автор к тому моменту еще сохраняет популярность, можно неплохо заработать.

Цитата «Уже после того, как раскрылась история с попыткой зарегистрировать имя Макса Фрая как торговую марку, они [издательство “Азбука”] мне быстренько предложили: а давай мы посадим ребят, и они будут писать книжки — кандидаты филологических наук, не ниже! Так вот, они будут писать по книжке в квартал, а мне за это будут платить по сто тысяч рублей, тоже в квартал»
Светлана Мартынчик....
-----------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
[Сергей Павлухин]

Макс ФРАЙ «КНИГА ДЛЯ ТАКИХ, КАК Я»
Книга состоит из четырех частей.
Часть первая – MACHT FREI. В ней читатель знакомится с тем образом, который автор хочет показать читателю. И сразу начинается своеобразная литературная игра.
Первая статья: «Автопортрет», где автор пишет о себе, что возраст его – не более суток, ибо человек, который просыпается в его постели каждое утро, не имеет ничего общего с тем, кто лег туда накануне. Иногда их связывают общие туманные и малозначительные воспоминания.

Род занятий обозначен крайне лаконично: «Иногда молчу».

Зато сразу обозначен главный идол автора: Борхес. И власть литературы над читателем, как власть несбывшегося. Четкость понимания, что писатель – не маг. Он – лишь лукавый пройдоха, ярмарочный фокусник (лишь иногда – великий Гудини). Чуда не будет, потому что чудо должно быть Настоящим.

Макс Фрай делится с читателем теми немногочисленными фокусами, которыми писатели удерживают внимание читателя.

Первый: «Покажите мне меня, любимого, во всей моей красе!» Книга – волшебное зеркало, в котором читатель отчаянно ищет собственные мысли, опыт, свои представления о жизни.

Второй: «Покажите, какой я плохой!» Автор и сам подолгу наслаждался «в меру изысканным самобичеванием над полным собранием сочинений чудовищного солнышка русской литературы Федормихалыча – а толку то!»

Третий фокус: «Покажите мне меня иного, и если можно, лучше, чем на самом деле!» И в кривом зеркале такой читатель видит дивный лик супермена, каковой вполне можно принять за собственную рожу. И этот лик так легко полюбить той любовью, которой не хватало на себя неприукрашенного…

Есть еще десяток подобных нехитрых приемов, с которыми так легко ознакомиться. Тут же приводятся самые популярные сюжеты. Тут собраны эссе, литературоведческие работы, взгляды автора на творческий процесс.

«Он выдумывает!» - воскликнул Жюль Верн, когда кто-то заговорил с ним о Герберте Уэллсе.

Вымышленная или подлинная, эта фраза стала знаменитой. Но и Родион Раскольников – такой же плод писательского воображения. Самой гениальной придумкой Уэллса автор считает людей далекого будущего из «Машины времени»: богемные элои и чудовищные подземные пролетарии морлоки, которые эту «духовную элиту» прикармливают, а потом… ням-ням, в общем.

А как замечательны авторские рассуждения о Хармсе! И цитата из него же: «Скоты не должны смеяться».

Рассуждения Макса Фрая о контролируемой глупости бравого солдата Швейка заслуживают внимания. Все прочие герои Гашека занимаются глупостями неконтролируемыми.

Интересен разбор «Хазарского словаря» Милорада Павича и те два способа его прочтения, которые обозначены мужской и женской версиями романа. (А вы помните деление людей на идиоритмиков и киновитов, изложенное в романе-кроссворде «Пейзаж, нарисованный чаем»?)

Сент-Экзюпери и Генри Каттнер, Болеслав Прус и Сальвадор Дали, Александр Грин и Редьярд Киплинг (борьба лишь тогда обречена на победу, когда она приносит радость), Конан Дойль и Адольфо Бьой Касарес…
Ремарк, Стивен Кинг, Герман Гессе, Астрид Линдгрен, Туве Янссон и Бодлер – кто только не попадает под пристальный и разборчивый взгляд Макса Фрая.
Рэй Брэдбери и Кен Кизи, Роберт Шекли и Хулио Кортасар…

Круг чтения близок к моему.
А вот воспринимаем мы эти тексты по-своему. И частенько я ловил себя на мысли, что Макс Фрай проникает своим взглядом глубже, чем это удалось сделать мне.

Гайто Газданов, Артюр Рембо, Зюскинд и Акутагава Рюноскэ. И многие другие.
«Сага об Эгиле» и «Старшая Эдда».
И всё – очень своеобразно и интересно. Поверьте опытному читателю.(

Во второй части («Идеальный роман») предлагается литературная игра: заглавие книги и парочка её последних абзацев.
Естественно, что книги не существующие, а измышленные самим автором. Тут множество детективов, женских романов, мистики, фантастики и фэнтези. И не лучшего пошиба эротики. Но есть и современная японская и латиноамериканская проза, русская и зарубежная классика, шедевры средневековья и эпохи Возрождения. Даже советская и детская литература представлены на этих страницах.

Мудрец способен по капле воды представить себе существование океана.

Часть третья: «Азбука современного русского искусства».
Это не словарь и не справочник.
Это именно азбука.
И единой объективной «правды» об актуальном искусстве в любом случае не существует.
Тут – лоскутное одеяло мнений, суждений и концепций разной степени авторитетности, нередко весьма противоречивых. Чтение предназначено для тех, кто пока неопытен, но еще любопытен.
Не знать – не стыдно. Стыдно поспешно судить о незнакомом предмете или, еще хуже, затвердить наизусть чужое суждение и им довольствоваться. Невежество – состояние ума, не желающего обучаться.

Жизнь – это непрерывный процесс обучения (в чем и состоит её несомненное достоинство).

Если хотите разбираться в современном искусстве (отличать «авангардизм» от «модернизма» и «перформанс» от «хеппининга») – прочитайте эту «Азбуку».
Вы не пожалеете.

И, наконец, четвертая – «Вместо послесловия».
Речь пойдет о королях и капусте, кораблях, башмаках и сургучных печатях. Ну, об всем, что рассказывал Морж устрицам.
Довольно забавное эссе, где автор жалуется на то, что ему никогда не рассказывали баек о том, что детей находят в капусте. Если бы рассказывали, он перестал бы есть капусту из брезгливого страха стать каннибалом, случайно проглотив ма-аленького ребеночка, которого забыли вовремя вытащить из кочана...

Макс Фрай заслуживает прочтения

=======================================================

За последними двумя томами Эха ездила в Питер, где на развале и купила...была счастлива. Тяжелое и непонятное для меня время, жизнь рассыпалась и закатывалась к одинокой старости, с которой не знаешь что делать, как всегда спасала только хорошая литература....Плюнуть на обстоятельства, завалиться с книжкой на траву в скверу с маленьким термосом чая...и забыться. Фрай это давал. В нем не было ни литературных ни словестных спотыкачей, вязь событий уносила и в то время это было то, что мне надо...Я больше не перечитывала Фрая (по крайней мере Эхо), но иногда заглядывала в его публицистику и была крайне удивлена, когда узнала, что Фрай - молодая одесская художница...хотя слово одесская - не удивляло, я тащила за собой мешком три любимых города - Москву как место жизни и энергетики, Питер, как место жизненных переломов и Одессу как праздник детских каникул, город, где выйдя из поезда ты не переставая улыбаешься до боли скул. Увы, в Одессе не была уже лет 30 и думается, что мешаина перестройки смазала город,где русские - языком ,а евреи, молдаване и греки непередаваемым нигде в мире колоритом, юмором и внутренним интеллигентным чувством меры дали стране столько талантливых людей. Одесса скрашивала всю мою жизнь. Это как любимый сын или внук, вспомнишь вдруг и поневоле улыбнешься....
----------------------------------------------------------------------------------




осознанность Макс Фрай

Мы, люди, куда могущественнее, чем нам кажется. Не только ты, сэр Вершитель, а вообще все. Хотим мы этого или нет, но каждый из нас вынужден жить в той реальности, которую он сам для себя выбрал. Трагедия состоит в том, что почти никто не делает этот выбор осознанно, поэтому и реальность нередко получается та еще…
Макс Фрай – “Болтливый мертвец” («Книга огненных страниц»).
Tags: Искусство, Литература
Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments