Eshka-43 (eshka_43) wrote,
Eshka-43
eshka_43

Category:

Сарона в Тель-Авиве.

Оригинал взят у o_p_f в Сарона в Тель-Авиве.
Оригинал взят у nakaryak в Сарона. Маслодавильня

    Предлагаю совершить небольшую прогулку по Сароне, основанной темплерами на 38 лет раньше самого Тель-Авива, районом которого это поселение является сегодня. В 2004 году  yozhik_ написал обзорную статью, но с тех пор 5 домов передвинули на юг (переезд обошёлся в 26 млн. шекелей), некоторые дома снесли (в том числе  аптеку Исидора Мамлюка); сегодня реставрация идёт полным ходом и все дома покрыты лесами; здесь же началось строительство элитного жилья (три 31-ти этажных здания); под Сароной уже вырыта 4-ёх этажная подземная стоянка, рассчитанная на тысячу мест (что особо актуально). Бутики, фонтаны, скверы и променады — это всё в будущем, сейчас же мы рассмотрим историю одного здания, ознаменовавшего технологическую революцию в нашей Палестине: маслодавильня, где скотину заменил двигатель Дойтц!

1

  Невзрачное здание на перекрёстке улиц генерал-майор Кальман Маген и генерал-лейтенант Давид Элазар:2 3

   
    В доме, принадлежавшем семье Кристиана Пфлюгфельдера, в 1912 году начала работать первая автоматизированная маслодавильня. Лить елей темплерам я не собираюсь, но справедливости ради скажу, что производили здесь не "деревянное", а оливковое масло экстра-класса! С приходом нацистов к власти отношение к темплерам заметно ухудшилось (были и убийства, и массовая депортация, но позже), в 1938 году Пфлюгфельдеры вернулись в Германию, и с тех пор масло здесь никто не давил. После WWII темплерам не удалось продать оборудование и так этот дом достался британцам. В январе 1948 года, за несколько месяцев до окончания мандата, Сарону заняли бойцы Хаганы и основали тут базу Йегошуа. Опосля заброшенное и никому ненужное здание досталось тыловикам службы вооружения ЦАХАЛа, а где-то 30 лет назад маслодавильню обнаружил Зеев Анер (писатель, журналист, исследователь; автор книги "Прогулки с Историей"). Переименовав генштабовский городок в базу Рабин, имя Глобермана было незаслуженно забыто... 

   Йегошуа Глоберман родился в 1903 году в местечке Калинковичи (Белоруссия, Гомельская обл.). С юности был активистом «Ха-Халуц Ха-Цаир» и в 1919 году помогал наравне со взрослыми защищаться от погромщиков. В 1924 году был арестован за участие в сионистском движении и сослан на три года в Сибирь. Отец Йегошуа просил Пешкову Екатерину Павловну (первая жена Максима Горького) о ходатайстве и в 1925 году Глоберман был освобождён, и в том же году репатриировался в Палестину. Сначала жил в киббуце Эйн Харод и работал на каменоломне; получив травму, вынужден был переехать в киббуц Ягур, где и остался жить. В 1936 году с началом погромов призвался в Хагану и занимал высокие должности. 8 декабря 1947 года попал в засаду около Латруна и был убит. Звание генерал-майор ЦАХАЛа получил в 1950 году (если не ошибаюсь, это единственный случай присуждения посмертно столь высокого звания).

   Пару лет назад армия полностью освободила южную часть Сароны, здание маслодавильни маленько подрихтовали, и уже в декабре 2007 года состоялось торжественное открытие маслодавильни (к слову, реставраторам перебирать движок не пришлось: смазали, залили солярку и жернова закрутились):


(снимал фотиком, не обессудьте; немецкий двигатель берегут и для туристов поставили электродвигатель)

 6 7 9

                         Братья Вагнер. Яффа, представительство в Палестине
8

   Сегодня утром это выглядело так:
P1100538_wm P1100540_wm_wm P1100542_wm

     И таким будет здание по окончании реставрации:
P1100557_wm

   Небольшое лирическое отступление с этимологическим уклоном.

   Два с половиной года назад некто Revkom смог ввести в заблуждение весь честной народ, написав о некогда существовавшем, якобы "ткацко-прядильном цехе" в Сароне. С таким же успехом я могу сказать, что челнока-морехода прозвали "Синбад", потому что тот завозил китайский лён (סין+בד). И если с Садко-мореплавателем всё ясно (Садофий - праведный, справедливый; от ивр. צדק, Цадок), попробуем разобраться с Синдбад-мореходом. Бедолага китайским текстилем не торговал и по одной из версий, имя Синдбад уходит корнями в санскрит, и означает "господин мудрых" ("сидапти"). Некоторые источники указывают реку Инд (в провинции Синд, Пакистан) и персидское "бад" (ветер, дух). Последняя, наиболее вероятная, на мой взгляд, этимологическая версия происходит от индийского философа I в. до н.э. Синтипа (Syntipas), автора «Романа о семи римских мудрецах».
___________________
Как вы уже догадались, тема сегодняшней лекции — ивритское слово "бад" (בד) и его производные, ведь даже аборигены и те, не все знают три значения слова בד.

Давайте откроем Книгу Исход (25: 13) и почитаем про жертвенник воскурения:
"Сделай из дерева ситтим шесты и обложи их золотом"
וְעָשִׂיתָ בַדֵּי עֲצֵי שִׁטִּים" — שמות כה, יג"

ghjg
Мареша, Бейт-Говрин. Реконструкция

    Итак, ветви акации к льнотрепальным машинам не имеют никакого отношения и в нашем случае это деревянная балка или вал, используемые в давильном прессе (шнековом или с грузилом) древних маслодавилен.

fgjjjjjjjjjjj
 XVI век, Италия

      Кстати, один дом закончили реставрировать уже несколько лет назад, но сегодня меня поразило название улицы, неизвестно кем прикреплённое… Что бы это значило? Намёк, что тель-авивская помойка старой автобусной станции вмиг может передислоцироваться в самый фешенебельный район города?!

P1100549_wm P1100553_wm

 Рекомендуемые ссылки и источники:
Сарона (статья Ёжика);
הזזת בתי שרונה (PDF, иврит + фото);
יהושע גלוברמן
Ч/б снимки Сароны
בית הבד הטמפלרי בשרונה (PDF, иврит)


*************
Оригинал взят у yozhik_ в Сарона


Это необычный пост. Его написание потребовало долгих поисков, в ходе которых пришлось вступить в переписку с обществом сохранения памятников, тель-авивской мэрией и даже с самими темплерами в далёкой Австралии.

Началось всё с того, что в начале года, в общем-то, случайно узнал об экскурсии по бывшему немецкому поселку в Тель-Авиве.
Что за поселок? Откуда могли появиться немцы в Тель-Авиве? Меня это очень заинтересовало, и после экскурсии, которая дала лишь самую общую информацию, я начал собирать материалы, связанные с жизнью темплеров в Палестине.
Два поста - вводный и по немецкой колонии Рефаим в Иерусалиме - уже выложены. Теперь очередь самого главного и важного для меня - о немецкой колонии Сарона на территории нынешнего Тель-Авива.

Приношу свои извинения за то, что рассказ вышел длинным, а местами даже занудным. Но в этот раз мне представилось необходимым выложить текст без сокращений.

В отличие от поселений темплеров в Иерусалиме, Хайфе и Яффо, о существовании Сароны известно небольшому кругу людей, в основном, старожилам Тель-Авива и историкам.
Причин тому несколько. Во-первых, это было сельскохозяйственное поселение, среди его жителей не было известных личностей, оно не участвовало в формировании облика города и даже отдельных его районов. Другие сельские немецкие поселки - Вильгельма, Бейт-Лехем ха-Гелилит и Вальдхайм, также малоизвестны.
Во-вторых, всё, что связано с немцами, в Израиле по известным причинам вспоминать не любят.
В-третьих, и, мне кажется, это главная причина, наличие крупного нееврейского поселения, созданного к тому же намного раньше Тель-Авива, несколько портит историю первого еврейского города.

"Gruss aus der deutschen Kolonie Sarona bei Jaffa (Palästina)"
"Привет из немецкой колонии Сарона около Яффо (Палестина)"

Открытка, отправленная жительницей Сароны своему брату в Хайфе. 1901 год.


Sarona - это искаженное библейское Шарон (Сарон, שרון); на иврите буква "шин" может читаться, как "с" и как "ш".
Точное местоположение сказочно плодородной земли Шарон в библии не указано, и о нём можно только гадать. Евреи назвали долиной Шарон равнину севернее Тель-Авива, между нынешними Герцлией и Нетаньей, а темплеры вот эту местность у берегов реки, которое местное арабское население называло Муцрарой (מוצררה, ныне нахаль Аялон), в одном часе ходьбы от Яффо.
Это было не первое поселение на территории нынешнего Тель-Авива. Только к северу от города были три арабские деревни - Сумейл (ныне район улицы Иегошуа Бен-Нун, 600-700 жителей в 30-е гг.), Джемусин эль-Ареб (ныне квартал Бавли, 120 жителей) и Шейх Мунис (ныне территория тель-авивского университета, около 1000 жителей). Но Шейх Мунис и Джемусин находились далеко от тогдашней городской границы, а Сумейл занимал небольшую территорию и был слишком беден, чтобы оказывать значительное влияние на жизнь быстрорастущего Тель-Авива. Так, по плану развития Тель-Авива, составленном англичанином Геддесом в 1925 году, Сумейл уже практически сливается с Тель-Авивом.
Иное дело Сарона. Небольшой по численности посёлок - в период расцвета в нём проживало всего 400 человек - занимал огромные пространства, которые использовались, в основном, под плантации цитрусовых и виноградники. Всего темлеры приобрели в районе нынешнего Тель-Авива около 1500 дунамов земли (1 дунам = 1000 кв.м.): их владения местами доходили до реки Ауджи (ныне Яркон) на севере и территории нынешнего Гиватаима на востоке. Будучи ограниченным с востока немецкими землями, Тель-Авив был вынужден развиваться на север, вдоль моря (улицы Бен-Иегуда, Дизенгоф), и на юг, в сторону небезопасного Яффо (кварталы Флорентин, ха-Тиква).
Дома немецких поселенцев располагались компактно на небольшой территории. Сейчас здесь находится военный городок, известный как Кирья. Впрочем, обо всём по порядку.


1932 год. Тель-Авив - слева, р.Аялон - справа, Сарона - между ними.
Оригинал, на нём можно разобрать названия улиц. 274 Кб


Первое сельскохозяйственное поселение темплеров Сарона (Sarona) было заложено 18 октября 1871 года, первые поселенцы прибыли в начале 1872 года.
Аялон в те времена была довольно большой речкой и почти каждую зиму выходила из берегов, затопляя близлежащую местность, поэтому поселение было решено строить на небольшом возвышении. То, что это возвышенность, хорошо видно, если встать на пересечении дерех Менахем Бегин и улицы Каплан и смотреть на запад (каньон Азриели будет при этом справа): автомобили, идущие со стороны Каплан, спускаются вниз.


Из коллекции негативов Матсона


Поскольку посёлок возник на пустом месте, Теодор Зандель, известный архитектор, живший в то время в немецкой колонии в Яффо, был свободен в его планировке. Была выбрана стандартная для темплеров планировка в виде креста: главная улица - Кристоф Хофман штрассе, названная в честь основателя движения темплеров, рассекала посёлок с юга на север. Сейчас это улица Давид Элазар.
Перпендикулярно ей - с востока на запад, к морю - шла Зеештрассе (морская улица), нынешняя улица Каплан: построек на Ибн-Гвироль тогда, конечно же, не было, и с возвышенности, на которой стоит посёлок, открывался вид на море.
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments