Eshka-43 (eshka_43) wrote,
Eshka-43
eshka_43

Русское современное искусство и запад...

из дневника mel_kiades - жж

Второй раз побывал в «Стрелке» на Красном Октябре. Его организаторы не зря говорят, что Институт медиа, архитектуры и дизайна в ближайшие годы станет главной арт-площадкой Москвы. Собственно, более значимые для меня вещи творятся только в Перми.

Слушал Марата Гельмана и Иосифа Бакштейна. Они вещали на тему, как современное русское искусство видят на Западе. В их выступлениях были попытки обнадежить, но создалось впечатление, что мы - звезды второй величины.
Оба поделились ностальгическими нотками, как в 1972 году под одеялом читали Энди Уорхолла, еле зная английский, как организовывали первые выставки, выезжали за границу во времена перестройки. В частности, запомнился один из перформансов в застойном СССР, когда фразы из запретного тогда Евангелия клеили на автобусных остановках, а на отрывных корешках писали номера цитат :-)

Гельман отметил, что в аукционных домах типа Sotheby’s есть только два национальных отдела – русское и китайского искусства. До революции русский авангард и модерн развивался вместе со всей Европой, а зачастую впереди. И даже в застойных семидесятых, когда никакой инфы с Запада не поступало, москвичи умудрились влиться в струю концептуализма: создали соц-арт.

Главный теоретик современного искусства так же выделил четыре периода развития послеперестроечного арта:

1 – «дипломатический» период. Кроме дипломатов, коллекционеров нет. Все русские видятся за границей борцами с системой, работы на родине скупаются за гроши.

2 – период насыщения, с 1987-88 гг. Первые выставки еще воспринимаются как нечто политическое, эмигранты скупают работы в советских мастерских тоннами. Рынок насыщен настолько, что в итальянских галереях появляются объявления «Русское не берем», а во Франции наши работы покупают на толщину. Период ученичества, русские художники читают всё, что не могли достать в СССР и избавляются от наследия соц.реализма.

3 - с 1994 г., период понимания русского искусства. Около 300 мировых музеев имеют в фондах работы отечественных художников. Период развилки: кем нам быть – интегрироваться с Европой или оставаться экзотикой? По части экзотики, впрочем, проигрываем даже африканцам)

4 – с 1996 г., появление русской критики. Если раньше утверждение художника происходило на Западе, то теперь и в своей среде появляются знатоки.
Главные совр.искусники - Бакштейн (слева) и Гельман (справа)

Церковь давно заняла храм, в котором был выставочный зал Гельмана, интересно,где он теперь... Раньше я часто проходила мимо и иногда заглядывала. Так как кормила детей городскими арбатскими пейзажами для иностранцев, то было любопытно, что они едят из большого искусства... потому что и сама галерея и работы в ней были самой первой и четко выставляемой ориентацией на Запад...ощущение откровенного зарабатывания и как бы прощупывания (выставлялось то да се...) и не покидало ощущение игры и держания тебя за дурака... с удовольствием поищу открытых Гельманом художников в интернете, что с ними сталось любопытно вдруг стало отследить... Что касается русских художников современных то сейчас западные галереи заняты поставкой живописи для богатых наших меценатов (не с большой буквы будь сказано), которые покупают (через советников-искусствоведов) русскую живопись на западе. А так как богатые любители живописи смотрят на нее пока как на вклад наличности, то и будет пока запад покупать наших с сим уклоном. Что же касается живописи, то Россия четко идет своим путем и внутреннее свое отношение к творчеству у наших четко отслеживается, так же как отслеживается техника и пока не утраченное мастерство и желание придать духовное состояние работам..... Так что волноваться по поводу русского места в мировой живописи не приходится. Мир нивелируется, мы все начинаем стричься под одну гребенку. Просто пока мерой искусства остаются деньги, то всегда будут люди спекулирующие на живописи. И пока художникам видятся сны о том, что одна картина может прокормить его несколько лет и он стремится к этому, то и будет то, что есть. Искусство ничем не отличается от любого каждодневного труда - тюк-тюк-тюк плюс талант... А в общем-то народ всегда презирал труд искусства и в любом художнике соцреалий всегда сидел маленький червячок ощущения себя тунеядом и дармовым хлебоедом ....
В основном всю жизнь писала Москву и Питер. К живописи серьезно не относилась, она была просто моим хлебом. Так как ела непаханный хлеб и занималась вообще мало кому нужным делом, образовалось свое оправдательное отношение к искусству : (переделанная мною старая статья из не помню откуда - иногда читаемое становится настолько твоим, что уже и не поймешь не ты ли это и придумал...просто кто-то удачнее выразился и сфокусировал твои мысли)
Цель любого художника– фиксировать все в наблюдаемом им мире своей колокольней... Ключ к этому - умение видеть то, чего другие не видят даже широко раскрыв глаза. Это умение - врожденное свойство личности. У большинства людей оно включается лишь в стрессовых или критических ситуациях. То, что некоторые люди через всю жизнь проносят умение не только смотреть,но и видеть, свидетельствует, что вся их жизнь - стрессовое и критическое переживание. С точки зрения психиатрии, это, несомненно, нарушение психического здоровья.
При относительно слабых клинических проявлениях оно не фатально.
Так называемый творческий человек,будучи в состоянии постоянного
стресса, ведет себя асоциально. В этом отношении он похож на некую мидию, которая пропускает через себя загрязненную воду. Вода становится чище, зато сам моллюск грязнее. Творческий человек,пропуская сквозь себя кривизну и неправильность окружающего мира, сам становится кривым. При этом он показывает окружающим иллюзию правильного мира. В этом - источник уважительного отношения к творчеству со стороны общества и причина многих жестоких разочарований, когда мы распространяем это уважение на художника как на личность. Каждый из нас живет в окружении загадочных существ: других людей. Но когда ты пытливо вглядываешься в лицо очередного незнакомца, пытаясь понять, что за человек стоит перед тобой, ты видишь не его, а всего лишь свое собственное отражение... часто искаженное до неузнаваемости...
Так что - ку-ку...
Tags: Искусство
Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments