колумбийский город Медельин как пример для России...
Либералы традиционно выступают против велфэра. Они боятся роста цен на рынке труда: ведь есть такие условия и оплата труда, на которые человек согласится разве что из-под палки или под угрозой голодной смерти. Если перспектива голодной смерти не будет актуальной, предпринимателям придётся платить больше за труд, иначе они останутся без работников. А в отдельных случаях велфэр преобразует филиалы ада на Земле, превращая их в просто относительно неблагополучные места.
На преобразование даже самых жутких городских дыр нужен не статус хипстера, а политическая воля их начальников. Да и нет ничего сложного в этой урбанистике, раз проекты в этой сфере удаются даже в странах Третьего мира, где процент белого населения в разы меньше, чем в России, и также в разы меньше людей с высшим образованием и денег.
Хороший пример такого урбанистического проекта — преобразование колумбийского города Медельин. Этот город получил мировую известность, как родовое гнездо Медельинского наркокартеля, управляемого Пабло Эскобаром. Фактически он держал город под единоличным контролем. Но мелкие банды конкурировали друг с другом за статус клиентелы Эскобара. Медельин в начале 1990-х имел самый высокой уровень убийств в мире — 387 человек на 100 тысяч населения (более 10 тыс. убийств на 3-миллионный город). В 1993 году Эскобар в ходе спецоперации был убит американским снайпером. Костяк его наркокартеля также был ликвидирован. В городе началась мирная жизнь.
А город этот представлял жалкое зрелище. 60% его населения составляла нищета, ютящаяся в фавелах. Ещё в 1955 году в Медельине жили всего 130 тыс. человек. Но начавшаяся в 1970-х гражданская война в Колумбии (она длится между крайне левыми с одной стороны и крайне правыми и либералами с другой, хоть и в тлеющем состоянии, до сих пор) согнала миллионы крестьян из деревень в города. Десятилетиями эти люди зарабатывали только на мелких делах, связанных с наркотиками. Фактически 1-2 поколения бедняков были отучены от любого труда.
При этом в городе наблюдается, как почти везде во Втором мире, чудовищное расслоение. Так, даже сегодня валовый региональный продукт (ВРП) Медельина составляет 7,800 долларов в год на человека. Для сравнения — это уровень Ленинградской и Липецкой областей. Но при этом для бедноты средний уровень дохода на семью из 5 человек — 250 долларов. Даже в самых бедных российских регионах (типа Брянской области, где ВРП на душу населения 3,200 долларов) ещё поищешь такие вызывающе нищие семьи. При этом 10% жителей Медельина имеют 6000 долларов на семью из 5 человек.
С чего же начала власть преобразования в этом городе? В первую очередь, она дала работу подросткам, ранее вовлечённых в уличные банды. Фиктивную работу — она оформила их в «муниципальную молодёжную милицию». С небольшим, но гарантированным заработком в 120-150 долларов в месяц.
Вторая идея, реализованная на практике – система микрокредитования. Любой бедняк мог взять кредит под какое-то дело. Сумма кредита была невелика — до 2,500 долларов (и процентная ставка 0.9% в месяц). Но до 200 тысяч бедняков взяли такие займы, в основном — на маленькие швейные мастерские в собственных домах. И сегодня Медельин возродил славу города текстиля — он даёт до 65% швейных изделий Колумбии (такая же цифра была до 1950-х годов, с развитием наркобизнеса цифра упала до 25% в начале 1990-х).
Третья идея — борьба с бедностью с помощью инфраструктурных проектов. Несмотря на то, что у власти в Колумбии бессменно стоят правые либералы, против нищеты ими были использованы вполне социалистические методы. В Медельине есть монополист в сфере коммунального хозяйства EPM (Empresas Públicas de Medellín). Он ведает распределением электричества, воды, и т.п. В год этот ЕРМ имеет прибыль в 450 млн. долларов, и руководство города приняло решение передавать ВСЕ эти деньги на нужды бедняков. Самые нищие граждане бесплатно получают услуги ЖКХ, а остальные деньги (около 300 млн. долларов) идут на общественные проекты.
В городе построена знаменитая библиотека — шедевр архитектурной мысли. Она стала центром общественной жизни для простых горожан — в ней можно не только читать книги, но и бесплатно пользоваться интернетом, посещать кружки, лекции, и т.п.
В Медельине были устроены несколько новых музеев, в частности — т.н. «парк Ботеро», знаменитого колумбийского художника. Разбит большой ботанический сад. На холмы в фавелах проведён эскалатор длиной почти 400 метров. Сделана канатная дорога, проложено первое в Колумбии метро (длиной 23 км). В Медельине находится около 30 университетов и консерватория. Бедняки бесплатно получают около 3 тыс. единиц жилья в год. И ещё десятки различных проектов сделаны за последние 20 лет.
Эти новые проекты позволили трудоустроить около 200 тысяч вчерашней бедноты. Но и это не всё. Медельин уже стал центром культурной жизни Колумбии — в нём проводится поэтический и театральный фестивали, фестиваль орхидей, а всего около 30 крупных мероприятий. В планах городской администрации сделать Медельин центром культурной жизни Латинской Америки.
К слову, кроме сокращения нищеты среди горожан с 60% до 25% в Медельине в разы упала и преступность. Сейчас убийств в этом городе — 60 на 100 тысяч населения (напомним, в начале 1990-х было 387). Количество других преступлений также сократилось в 8 раз.
Но не для всех бедняков ещё есть работа. И власти города ввели систему «Медельинская солидарность», фактически — вэлфер. Она была скопирована с бразильской системы Bolsa Familia, придуманную левым президентом Бразилии Лулой да Силва. Конкретно в Медельине она состоит в том, что за каждого ребёнка, посещающего школу, муниципалитет платит семье 20 долларов в месяц. Ещё 120 долларов в месяц получает неработающая мать. Как уже говорилось выше, самые бедные семьи не платят за услуги ЖКХ. Кроме того, есть и бесплатная продуктовая помощь — примерно 60 долларов в месяц на семью из 5 человек.
Как мы видим, никаких чудесных рецептов урбанисты в Медельине не придумали. Всё просто и надёжно. Скопируй Чиркунов и Гельман эту систему в Пермь — и их бы горожане носили на руках, а другие регионы записывались бы в очередь в проект «русское бедное». А быть урбанистом в России было бы не стыдно.
утащено у steissd из жж...