Eshka-43 (eshka_43) wrote,
Eshka-43
eshka_43

Разбираемся...

Конкурентноспособность... Иде тут мы? Ку-ку!

В условиях глобализации эволюция предприятия проходит несколько фаз. .

Фаза 1. Развитие в национальном масштабе. Предприятие в масштабе страны использует все свои возможности, чтобы получить специфические выгоды. На этом этапе оно не заинтересовано выходом на зарубежные рынки, особенно в тех случаях, когда размер внутреннего рынка достаточен.

Фаза 2. Рост экспортной деятельности. Предприятие достигло соответствующего объема производства, для устранения проблемы реализации стремится к расширению рынков сбыта и начинает экспортировать продукцию.

Фаза 3. Производство за границей. Производство переносится за пределы страны, где открываются филиалы предприятия. Оно рассчитывает на снижение транспортных расходов и другие выгоды, предоставляемые принимающей страной, такие, как дешевая рабочая сила, доступность сырья, получение дотаций и т. п.

Фаза 4. Интернационализация предприятия. Оно выходит на рынки нескольких стран и стремится к консолидации всех международных операций. Существенным является обмен конечными продуктами и их компонентами между заграничными филиалами и материнской фирмой.

Фаза 5. Глобализация предприятия. Принимается решение осуществить глобализацию всех операций. На центральном уровне координируются операции производства и распределения. Предприятие ищет партнеров, чтобы снизить постоянные издержки функционирования. При этом следует отметить, что фазы 4 и 5 не обязательно следуют одна за другой, они могут осуществляться независимо.

Такое развитие требует разработки соответствующей стратегии, позволяющей обеспечить эффективное функционирование субъекта хозяйствования на каждой фазе и своевременный переход к последующей. На первых трех этапах задачей разрабатывающих ее менеджеров является определение места организации в изменяющемся внешнем окружении, изучение возможных шансов и угроз, проведение необходимых адаптационных действий. Чтобы быть эффективно реализованной, стратегия должна поддерживаться соответствующей организационной структурой, современной системой управления, эластичной организационной культурой. Предприятию необходимо стремиться к выпуску высокотехнологичной и высококачественной продукции на основе мировых стандартов, развивать логистические и дистрибьютивные системы, обеспечивающие быстрый контакт с клиентами и поставщиками. Особое внимание следует уделять формированию маркетинговой ориентации и созданию условий для развития инноваций. Только таким образом можно обеспечить предприятию выгодную конкурентную позицию на национальном рынке и создать возможности для его интернационализации.

Два последних этапа характеризуются проблемами высокой сложности. Глобальный рынок является целью все большего числа предприятий и организаций, которые, заботясь о выживании, должны искать новые методы управления и новые формы организации деятельности. Завоевание конкурентного преимущества происходит в острой борьбе, являющейся следствием функционирования мирового рынка, характеризующегося острой конкуренцией, передовыми продуктами, глобальным технологическим соперничеством, развитием международных организаций типа конгломератов, концернов, холдингов, сетевых и виртуальных предприятий. В такой ситуации хозяйствующие субъекты должны внимательно следить за развитием рынка, техники и технологии, прогнозировать поведение клиентов и конкурентов. Их целью является разработка и реализация дорогостоящих программ и стратегических мероприятий, как за счет собственных средств, так и с привлечением внешних капиталов. Это означает, что конкурентоспособность каждого конкретного предприятия зависит от умения быстро генерировать новые продукты и продавать их на глобальном рынке, а также от условий, которые создают оно само, местные и центральные государственные органы.

Сегодня перед менеджерами предприятия стоит ряд основополагающих вопросов, которые требуют немедленных ответов [10; 13].

1. Обучение адаптации: каким образом предприятие может эффективно справляться с постоянными многомерными изменениями, как оно может усилить свои возможности обучения и приспосабливания к ним?
2. Структура: как предприятие должно быть организовано, чтобы максимально быстро реагировать на часто непредвиденные рыночные изменения, какими должны быть его связи с сетью клиентов и поставщиков?
3. Умения: какие качества необходимы менеджерам для управления завтрашним предприятием, какие умения будут существенными для достижения успеха на всех уровнях организации, действующей в столь динамичном окружении?
4. Стиль управления: что происходит тогда, когда директивно-контрольный стиль управления противоречит текущим действиям по объединению сотрудников, как принимать решения в бизнесе, когда все больше сотрудников имеют широкий доступ к огромному количеству информации?
5. Влияние информационных технологий: что произойдет с промышленными структурами, когда "электронные рынки" и "информационные автострады" дадут возможность покупателям и продавцам найти друг друга в любой части мира без посредничества людей?
6. Новые методы работы: как люди будут работать в группах в условиях значительного роста возможностей коммуникации и координации, каким образом будет оцениваться их работа, уменьшится ли количество крупных офисов и фабрик, больше ли людей будет работать дома, общаясь с предприятием с помощью компьютеров?
7. Инновации: каким образом предприятие может формировать среду, генерирующую неустанную инновационность в конкурентном мире, где большие шансы победить имеют предприятия, которые первыми найдут и реализуют новую идею?
8. Средства обеспечения успеха: если интеллектуальный капитал и иные нематериальные ресурсы будут играть главную роль в достижении успеха, то как адаптировать традиционные бухгалтерские инструменты к целям лучшего представления истинных ресурсов, долгов и долгосрочных перспектив предприятия?

Отвечая на эти вопросы, менеджеры разных стран и регионов мира опираются на накопленный национальный опыт, традиции, нормы и правила. Успешно конкурировать на международном рынке может лишь та организация, которая способна и умеет адаптироваться к его изменениям, использует возможности эластичного формирования производственных и дистрибьютивных процессов. Однако главным фактором достижения конкурентного преимущества является создание команды высокообразованных, заинтересованных в получении результатов менеджеров и инноваторов, способных реализовать принятые планы и стратегические программы. Для эффективной работы руководителей и сотрудников предприятия необходима соответствующим образом запроектированная система управления. Она должна быть [16]:

— инновационной, т. е. способной к инновациям относительно не только продуктов и процессов, но и структур, использования человеческого потенциала, снабжения, контроля запасов, маркетинга, обслуживания;
— адаптационной, т. е. способной приспособиться к изменениям в поведении работников организации, предпочтениях клиентов, ожиданиях инвесторов, правовых нормах, доступности ресурсов на глобальном рынке, стратегиях конкурентов;
— эластичной, т. е. способной к увеличению и уменьшению размеров организации, изменению направлений действий и стратегий, созданию коалиций, элиминированию нерезультативных или менее результативных подразделений;
— эффективной, т. е. способной к удержанию длительного преимущества над конкурентами в сфере продуктов, производительности, удовлетворенности персонала, лояльности клиентов, качества и легкости обслуживания товаров;
— быстрой, т. е. способной более быстро, чем конкуренты, ответить на изменения в окружении.
Tags: А пофилисофствовать?, Политика и жизнь, Россия
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments