Eshka-43 (eshka_43) wrote,
Eshka-43
eshka_43

Так что там с нефтью....

Владимир Янкелевич, военный эксперт "Полосы"

Когда нефть станет просто "золотом"

"Вопреки устоявшемуся выражению, «черное золото», нефть, отличается многообразием цветов. Она может быть черной, коричневой, вишневой, зеленой, янтарной, желтой".

Нефть. Основные факты

Чем пахнет нефть? Ее запах бывает совершенно разным – от приятного и даже душистого до отвратительно сернистого, но всегда это запах больших денег. В зависимости от того, в чьих она руках, нефть еще и оружие, и как любое оружие подкрепленное большими деньгами, пахнет кровью. Само оружие не опасно, опасен может быть лишь его владелец, и так получилось, что нефть (и газ) оказались в руках, как бы сказать помягче, не самых толерантных режимов. Без нефтяных доходов исламисты не смогли бы помогать террористам «Аль-Каиды» и «Хизбаллы», оплачивать ракетные арсеналы палестинских террористов. На нефтедоллары Ахмадинежад создает атомную бомбу и шантажирует мир, и те, кто взорвали Башни-близнецы, так же оплачивались нефтяными шейхами. Нефтедоллары позволяют Уго Чавесу организовывать антиамериканский фронт в Латинской Америке. Если бы не цены на нефть, Чавес был бы очередным правителем несостоятельного государства. Тегеранские средневековые вожди без нефтедолларов никого не страшили бы, а их угрозы стереть Израиль с лица земли или ядерные амбиции вызывали бы только смех.


Лига арабских государств. Фото: Getty Images



И России тоже вряд ли бы удавалось без помех прикрывать Иран от санкций и поставлять топливо для иранского реактора, если бы не беспокойство Запада, что Россия в любой момент перекроет нефтяной или газовый вентиль. Не будь нефтяной зависимости, мир бы помнил, что атака 9/11 была осуществлена саудовцами, и им бы не сошли с рук ни жестокие шариатские законы, ни религиозная нетерпимость, ни финансирование антисемитской и антизападной пропаганды, они никак не смогли бы оказаться «союзниками» Запада. Всех «героев», пытающихся перестроить мир под себя просто не перечислишь.



В Израиле все это ощущается особенно остро. Здесь, вокруг Израиля, проходит граница между Востоком и Западом, водораздел, цивилизационный разлом, но и происходит цивилизационное взаимодействие. К сожалению, особенностью современного взаимодействия является определенная слабость Запада, вызванная, в том числе, его энергозависимостью.



Что ищет Запад здесь, в этом непростом регионе, что его интересует? Стремление получить беспрепятственный и надежный доступ к энергоносителям? Не только. Экспортеры нефти - это еще и емкий рынок сбыта высокотехнологичный товаров, самым выгодным среди который являются вооружения. На нефтяные «денежные мешки» Запад смотрит с пиететом, ведь это и рабочие места, и налоговые поступления в бюджет, и многое другое. Израиль же со своей чувствительностью к вопросам безопасности и борьбы с террором часто не вписывается в благостно-толерантную картину Западного либерального сообщества. Нас же волнует, прежде всего, как выбить из враждебных рук «нефтяное оружие», «перековать его на орала», вернуть нефти и газу исконный смысл быть энергоносителями.

Так ли надежно нефтяное оружие? Нельзя ли его притупить, или заставить вложить в ножны?
Как перековать (нефтяные) мечи на орала?

"Из нефти производится более тысячи смазочных масел, воск и целлофан. Нефтепродукты идут на изготовление копировальной бумаги, красителей для печатания книг и газет. Из нефти для сельского хозяйства производят ядохимикаты и синтетический аммиак, используемый как удобрение".

Нефть. Основные факты

Негативное влияние нефтегазовых монополистов на ситуацию в мире сегодня ни для кого не секрет. Запад стремится к стабильности, опасность политических и военных спекуляций, вроде блокады Ормузского пролива или перекрытие газовой трубы из России в Европу, способных поставить мировую экономику на грань катастрофы, никого не устраивает.

Как избавиться от энергозависимости? Как вернуть нефти и газу их исконное значение служить источниками энергии, а не быть инструментом политического давления и шантажа? Лишение мирового терроризма источников финансирования можно рассматривать как следствие разрешения этих проблем.

В принципе, есть три пути. Это диверсификация источников получения углеводородов (привлечение на рынок нефти и газа новых поставщиков), получение углеводородов из нетрадиционных месторождений (сланцевых) и развитие альтернативных источников энергии, а так же развитие энергосберегающих технологий.


Диверсификация источников получения углеводородов




Запасы природного газа, найденные в регионах, расположенных близко к таким центрам спроса, как Северная Америка, Западная и Восточная Европа, Восточное Средиземноморье, Африка и Северная Азия, увеличили число стран, которые могли бы снизить свою зависимость от поставок из Ближнего Востока и России. Обилие подобных открытий способствует появлению нового поколения стран-экспортеров, в результате чего традиционные страны-экспортеры столкнуться с серьезным ростом конкуренции.

Новые месторождения открыты у побережья Австралии и Мозамбика, в Аргентине и Мексиканском заливе, в Бразилии и у побережья Румынии и Азербайджана. Запасы месторождения «Левиафан» были переоценены в сторону увеличения примерно на 20%, а перспективы кипрского «Блок 12» еще полностью не оценены.

Почему это произошло именно сейчас? Не знаю, возможно, из-за развития технологий поиска нефти и газа, а возможно, что все происходит потому, что «всему свой срок, всему приходит время». Видимо, приходит время завершения монополии Персидского залива на поставки энергоресурсов. Понятно, что традиционные поставщики имеют развитую инфраструктуру, все так, но в новых открытиях – новые возможности и, вполне возможно, шанс на подрыв материальной базы международного терроризма.


Получение углеводородов из нетрадиционных (сланцевых) месторождений



О том, что сланцевые месторождения могут служить топливом, известно достаточно давно, но их никогда не считали ценным полезным ископаемым. Вдвое меньшая, по сравнению с углем, и вчетверо, по сравнению с нефтью, теплоотдача, да еще большие золоотвалы, это определило их использование лишь там, где не было качественного топлива. Но сегодня картина иная: сланцевые нефть и газ считают серьезными конкурентами традиционным углеводородам. Ресурсы сланцевого газа в мире составляют по некоторым оценкам 200 трлн. куб. м.

Нефти на нашей планете не так уж много: по оценкам ученых, около 1,1 трлн. баррелей. А вот сланцев на Земле не просто много, а чудовищно много. Настолько, что они с трудом поддаются исчислению. По составу - это смесь минеральной породы с органическим веществом, смолами. Доля органического вещества в породе может колебаться от 10 до 65%.

Сланцевые месторождения находятся вблизи потребителей, что делает их эксплуатацию особо привлекательной.

Масштабное промышленное производство сланцевого газа было начато компанией Devon Energy в США в начале 2000-х на месторождении Barnett Shale, впервые в мировой практике пробурившей в сланцевом месторождении горизонтальную скважину для добычи газа. Газа при этом оказалось так много, что к 2009 году США стали мировым лидером добычи газа (745,3 млрд. куб. м), добывая более 40 % на сланцевых месторождениях, и смогли отказаться от импорта ближневосточного сжиженного газа.

Если вести горизонтальное бурение вести в нижнем слое сланцевого пласта, то можно будет добывать нефть, нижние слои насыщены более тяжелыми конденсатом и сланцевой нефтью. Это и было сделано на месторождении Баккен (The Bakken formation) в штатах Монтана, Вайоминг и Северная Дакота. По мере уточнения и разведки, объем месторождения был скорректирован с 150 млн. баррелей до 11 млрд. баррелей (по другим источникам до 4,3 млрд. баррелей), с него можно будет получать 700 тыс. баррелей нефти в сутки.

Доказанные запасы сланцевой нефти в США в пять раз больше, чем обычной в Саудовской Аравии. В 2011 году инвестиции в добычу на сланцевых месторождениях в США достигли 25 млрд. долларов. Было пробурено пять тысяч новых горизонтальных скважин для добычи сланцевой нефти и снова успешно. Себестоимость американской сланцевой нефти упала с 15 долларов за баррель до 5 – 7.

Сегодня примеру американцев следуют и другие страны. В Европе, Азии и Южной Америке наблюдается рост интереса к разведке и добыче сланцевого газа. По данным недавнего исследования, потенциала месторождений сланцевого газа, проведенного Управлением информации по энергетике США в 32 странах, мировые запасы сланцевого газа составляют приблизительно 163 трлн. кубометров (без учета 24 трлн. кубометров запасов в США), что составляет 40% от общемировых запасов природного газа.

В Европе наиболее крупные залежи сланцевого газа объемом 5,2 трлн. кубометров находятся в Польше. Развитие сланцевой промышленности в Польше могло бы полностью изменить расстановку сил в секторе добычи природного газа на континенте. Пять трлн. кубометров достаточно для удовлетворения внутреннего спроса на газ в Польше на протяжении ближайших 300 лет. Правительство страны планирует максимизировать добычу сланцевого газа не только для внутреннего потребления, но и для того, чтобы Польша могла стать крупнейшим экспортером в регионе.

Эстония, также как Бразилия и Китай, являющаяйся крупнейшим производителем сланцевого масла в мире, из горючих сланцев производится 90% электроэнергии. Эстонский концерн «Eesti Energia» достиг договоренности о строительстве в Иордании сланцевой электростанции, вырабатывающей 600-900 мегаватт электроэнергии. По словам председателя правления концерна Сандора Лийве, опыт Эстонии в области использования сланца в мире очень востребован, поскольку перейти на этот вид топлива как альтернативу нефти хотят многие страны. По словам министра энергетики и минеральных ресурсов Иордании Алаа Батайнех (Alaa Batayneh), у его страны есть значительный интерес к возможностям использования сланца, и введение в строй сланцевой электростанции позволит сократить импорт жидкого топлива в Иорданию более чем на 500 млн. долларов в год.

Не менее высок и потенциал рынка сланцевого газа в Китае, технически извлекаемые запасы сланца в стране составляют 36,1 трлн. кубометров, что превышает запасы любой страны, включая США.

Компания Royal Dutch Shell подписала в марте 2011 года соглашение с китайской компанией PetroChina на бурение первой в стране скважины в сланцах. Американские компании ExxonMobil, Chevron, ConocoPhillips и Halliburton также ведут переговоры с правительством Китая относительно добычи газа из сланцев. Возрастающие потребности Китая в энергоресурсах, скорее всего, станут решающим фактором в решении о развитии добычи сланцевого газа.

Среди стран Южной Америки наибольший потенциал с точки зрения добычи сланцевого газа имеет Аргентина с запасами 21,9 трлн. кубометров. Компания ExxonMobil недавно согласилась инвестировать 120 млн. долларов США в разведку газа в Аргентине.

Проходящие процессы в области добычи сланцевого газа определяются тем, что спрос на энергетические ресурсы в развивающихся странах увеличивается, делая вопрос энергобезопасности первоочередным - это в особенности относится к странам Азии и Европы, стремящимся снизить зависимость от импорта природного газа. В Польше и Аргентине сланцевый газ мог бы кардинально изменить ситуацию.

Несмотря на неполноту представленной картины, можно сделать вывод, что, разработка сланцевых месторождений находится на подъеме, и роль сланцевых месторождений в энергообеспечении мировой экономики будет возрастать.


Альтернативные источники энергии




Примерно половина всей добытой нефти заливается в бензобаки автомобилей. Чем больше мы потребляем бензина, тем острее «нефтяное оружие». Израильский предприниматель Шай Агасси, основатель и генеральный директор компании Better Place, сказал, что нефть принадлежит саудитам, а электричество — нет. Для создания реальной альтернативы бензину, его компания разработала модель и предложила инфраструктуру для использования автомобилей без бензина – электромобилей. К 2020 году правительство Ирландии планирует 10 % транспорта перевести на электроэнергию, правительство Германии - вывести на дороги страны 1 миллион электромобилей, серийное производство которых началось уже в 2011 году, и в бюджете 2012 года на это выделено 500 миллионов евро. Правительство Китая планирует начать испытания в 11 городах страны 60 тысяч автомобилей, включая электромобили, гибриды и автомобили на водородных топливных элементах. Правительство Франции планирует уже в настоящее время вывести на дороги страны более 100 тысяч электромобилей. Правительство Южной Кореи поставило цель автомобилестроительным компаниям начать массовое производство электромобилей и произвести 1 миллион электромобилей к 2020 году.

Но где брать электроэнергию? Ее можно получать, используя вновь открытые месторождения газа, но не только. В печати были робкие публикации о разработке двигателей для автомобилей, использующих в качестве топлива водород. Можно сказать, мало ли какие фантазии придут в голову ученым, но в июне на авиабазе «Эдвардс», штат Калифорния совершил свой первый полет БПЛА «Phantom Eye». Уникальность этого БПЛА в том, что его двигатели работают на водородном топливе. Так что реальность водородных двигателей не вызывает сомнения.

Шейх Рашид ибн Саид аль-Мактум (Дубай) не случайно сказал: “Мой дедушка ездил на верблюде, мой отец ездил на верблюде, я вожу Mercedes, мой сын ездит на Land Rover, его сын будет тоже ездить на Land Rover, а его сын будет снова ездить на верблюде”. В этих слова ясное осознание дубайским шейхом того, что нефтяные запасы исчерпаемы, а нефтяное благоденствие не вечно, и может именно благодаря этому пониманию Дубай, Катар и Саудовская Аравия начали развивать собственную промышленность.</lj-cut? В рамках этой статьи были неизбежны некоторые упрощения. Затронутые проблемы вскрыты лишь частично, но все же мир движется к избавлению от энергозависимости, а значит к завершению нефтяной монополии арабских стран и их любимого развлечения в виде финансирования мирового терроризма. Мы еще увидим, что нефть – это просто важное сырье, не имеющее никакого отношения ни к террору, ни к политическому шантажу. . Не следует забывать, в спросе и высоких ценах на нефть и газ заинтересованы не только нефте- и газодобывающие страны, но и немалое количество интересантов во всем мире. Это и крупные инвесторы в нефте- и газодобычу, и биржевые игроки, и посредники, занятые сбытом энергоносителей, и владельцы танкеров, и поставщики товаров и услуг в процветающие за счет добычи и сбыта энергоносителей страны... Поэтому вопрос не в том, как обходиться без нефти и газа, а в том, как преодолеть сопротивление сил, сопротивляющихся любым инновация в области энергетики проблема с транспортом заключается только в желании гос-ва отказаться от нефти. Так между делом, подлотка, которую должен получить Израиль из Германии оснащена водородным двигателем. Проблему грузового автотранспорта может решить такой двигатель. А пока без нефти Правнук Шейха Рашида ибн Саид аль-Мактума будет ездить на верблюде. В России, Европе и Штатах будут ездить на лошадях, эскимосы - но оленях, индийцы - на слонах, слуг народа будут носить слуги, бешеные раки - на хромой собаке...
Tags: А пофилисофствовать?
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments