Eshka-43 (eshka_43) wrote,
Eshka-43
eshka_43

Почему буксует демократия....

Декларация лояльности12

Максим Соколов

Подписанную 4 июля 1776 года Декларацию независимости чаще всего поминают в контексте права народа на восстание против правительства. При том что само понятие права к восстанию трудно применимо. Право предполагает какую-то систему обязательств, действующих вне зависимости от фактического соотношения сил. Тогда как в случае с восстанием обязательства утверждаются по реальным итогам. Если восстание подавлено — будут одни нормы, если восстание победило — будут другие.

Тогда как гораздо большая часть текста носит мотивировочный характер, представляя собой попытку обосновать, почему восстание против британской короны является делом рациональным. Начинается эта мотивировочная часть с признания того, что «благоразумие… требует, чтобы давно сложившиеся формы правления не сменялись вследствие маловажных и преходящих причин, так как… люди скорее склонны терпеть зло, пока оно еще переносимо, чем пользоваться своим правом упразднения привычных форм жизни». Лишь после этого признания отцы-основатели переходят к подробному доказательству того, что зло британского владычества является непереносимым.

О таком бухгалтерском подходе отцов-основателей мало помнят, между тем оценка возможных последствий революции в понятиях «дебет-кредит» может многое объяснять. Например, загадку современной лояльности глубоко неидеальному российскому режиму, когда, несмотря на очевидные властные пороки и на весь тот запредельный форсаж, с которым эти пороки клеймятся, итог все один и тот же: ну не встает страна огромная.

Объяснение может быть в том, что так называемому путинскому большинству, которое в свое время навеки и с восторгом воспел Г. О. Павловский (хотя сейчас уже не воспевает), присуща известная рациональность. Упразднение привычных форм жизни — пусть даже и весьма несовершенных — означает очевидные переходные издержки, которые сами по себе могут пугать. Я не умею говорить за все большинство, но могу сказать за себя. В России у меня семья, работа, все движимое и недвижимое. Все мои сбережения — в российских банках. При этом мне пошел уже шестой десяток, я обзавелся хроническими хворями, и перспектива куда-то бежать в чем есть (как это случалось с иными при предыдущем упразднении привычных форм жизни) и начинать жизнь с нуля меня не вдохновляет. В силу того что моя жизнь, мои маетности и мои риски здесь, на русской земле, для меня не являются референтными советы и указания, исходящие от тех, чья жизнь и чьи риски на других землях.

Я понимаю, что мои эгоистические чувства индивидуальны, но вряд ли совсем уникальны. Кто-то моложе, кто-то здоровее, кто-то меньше боится приключений, кто-то богаче, кто-то беднее. Но к большинству сограждан не может быть полностью применена формула насчет пролетариев, которым нечего терять, кроме своих цепей. При крахе СССР в самом деле наличествовало сильное пролетариатство. Отчасти объективное — с движимым и недвижимым имуществом у граждан было так себе, деревянная валюта на глазах теряла остатки и прежде невысокой покупательной способности, бича безработицы не было, скорее наоборот, а отчасти субъективное — граждане по умолчанию полагали, что какие-то базовые социальные гарантии при любом развитии событий останутся при них. Опять-таки и жизнь ощущалась настолько убогой, что вторая часть формулы — «Приобретут же они весь мир», в постперестроечном варианте «Все человеческое — нам» — казалась особо манящей.

Сегодня же десятилетнее путинское процветание (весьма, конечно, относительное, кто бы спорил, но тем не менее объективно наблюдаемое — в автомобильных пробках не одни только путинские чекисты давятся) породило золотые цепи, которые сильно сдерживают безоглядную порывистость. На взыскательный взгляд и цепи так себе, и проба золота неприлично низкая, но, как учит нас философия прагматизма, it works. Равно как и философия классического либерализма, утверждающая: Beati possidentes*. Блаженны, поскольку обремененность имением и ответственность за имение заставляет людей быть более осмотрительными, в меньшей степени поддаваться демагогам и скептически относиться к замышляющим у нас невозможные перевороты. В возрасте семи лет Володя Ульянов очень любил песню про то, как «Богачу-дураку и с казной не спится, // Бедняк гол как сокол, поет-веселится», симпатизируя бобылю — детям это естественно, тогда как симпатии либералов адресуются богачу-дураку (ведь «и с казной не спится» начинается уже с весьма малых маетностей, которые тоже дороги), и как раз взращивание многочисленных мини-богачей-дураков — они же средний класс — было важной задачей постсоветского устроения. Если в 1990-е годы об этом говорили все больше теоретически, взращивая по преимуществу архибогачей-дураков, то в «нулевые» действительно исполнилась (конечно же, не полностью) либеральная мечта. С нею и явилась так раздражающая иных устойчивость несовершенного режима.

Что-то сделать с мини-богачами-дураками, как-то побудить их поставить на карту все свое движимое и недвижимое (к чему на практике сводится упразднение привычных форм жизни) в расчете на грядущее счастье в принципе возможно. Для того есть два способа. Можно объяснить, что издержки переходного периода будут минимальны, а правление Сил Добра — благоденственным. Для чего надо предъявить более или менее убедительные доводы насчет издержек, а также удобопонятную программу Сил Добра и конкретных Персон Добра. Со всем этим все жалобно до невозможности, а общие заверения в том, как все будет замечательно, не действуют на скованных золотыми цепочками. Можно вообще ничего не обещать, просто объясняя, что операция ржавой пилой и без наркоза дает хоть какие-то шансы, а иначе — гарантированная скорая смерть. Хотя здесь проблема с убедительностью. Форсируемый крик быстро срывается в ультразвук — и все. Наконец, можно апеллировать к великодушию: «Один взывает: “Что потом?” — “Кто прав?” — другого зов. // И этим отличается свободный от рабов». Это позволяет вообще снять вопрос об издержках, но при этом выходит, что имущие — они самые рабы и есть. В строго религиозном смысле оно даже и верно, но тогда все либеральные учения насчет possidentes и среднего класса надо спешно выбрасывать на свалку.
Tags: А пофилисофствовать?
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments