Eshka-43 (eshka_43) wrote,
Eshka-43
eshka_43

Израиль...Хайфа...Адар...

«В период пятой алии (1929-39 гг.) в страну переселились более 250 тыс. евреев, из них более четверти из нацистской Германии. Эта алия в значительной мере изменила характер ишува. Немецкие репатрианты привезли с собой значительные средства, немалые трудовые навыки, хозяйственный опыт и высокую квалификацию в различных областях науки, культуры и искусства». За этими сухими строками I-го тома Краткой Еврейской Энциклопедии – судьбы десятков тысяч людей, действительно преобразивших лицо британской подмандатной Палестины. О том, как эти события отразились в истории Хайфы – этот материал.

В 1933 году к власти в Германии пришли нацисты, результатом чего вскоре стали т. н. Нюрнбергские законы, затем печально знаменитая «хрустальная ночь». Всё это в конечном итоге привело к тому, что многие «немцы Моисеева вероисповедания» этой центрально-европейской державы поняли всю опасность своего пребывания в этой стране, и часть из них отправилась на свою историческую родину. А т.к. главным портом тогдашней Палестины была Хайфа, то она и стала первым прибежищем этой новой, впоследствии названной в истории сионизма пятой, волны репатриации в Страну Израиля.

Одновременно с этими событиями, толчком для изменения ситуации в Хайфе явились и явления, так сказать, местного масштаба. Вследствие арабских беспорядков конца 20-х – начала 30-х годов большинство евреев, проживавших в нижнем городе, были вынуждены перебраться в район нынешнего Адара. Так эта территория постепенно превращается в еврейский центр Хайфы. Не надо забывать, что большая часть прибывших из Германии репатриантов были людьми с достаточно высоким уровнем образования и культуры, обладали «здоровой еврейской инициативой» и при этом не были лишены знаменитой немецкой основательности. Так, нацистские власти в это время разрешали евреям покидать Германию при условии, что они не будут вывозить оттуда свои денежные накопления. А вот имущество своё забирать с собой они право имели. Вот вследствие этого и появились вскоре в Хайфе т. н. «медные дома» — «последний писк» европейской моды 30-х годов. На самом деле это были облицованные медными листами разборные деревянные «дачи» этих бывших подданных фюрера. Кстати, несколько их этих оригинальных строений можно и сегодня увидеть в районе Центрального Кармеля (дом № 5 по ул. Хурша и там же неподалёку особняк под № 5 по ул. Леонардо да Винчи).

Вернёмся, однако, на Адар. С приездом немецких евреев начинается интенсивное развитие этого района. Он застраивается новыми шикарными домами, в первых этажах которых располагаются многочисленные конторы и магазины. Так формируется здесь улица, получившая впоследствии имя М. Нордау – еврейского философа, известного немецкого писателя и общественного деятеля, одного из основателей Всемирной сионистской организации. На ней селятся сотни бывших немецких евреев, благодаря чему улица была прозвана в народе «еки-рхов» — «улица для еки» (выходцев из Германии, на многие вопросы привычно произносивших «е-е», т. е. «да-да», дразнили «еками»).

Очень похоже на происходящее сейчас, только вместо нецев русские,ну да характер не тот да и численность... И все тот же Адар...
Как уже отмечалось, в 30-е годы в Палестину приехало порядка 60-ти тысяч немецких евреев, более половины из них в 1936-39 годах. При этом в Хайфе поселились около 10 тысяч репатриантов из Германии, что на треть увеличило еврейское население города. Всё это, естественно, оказало огромное влияние на городскую жизнь. В хайфский Технион пришли новые профессора и многочисленные студенты, увеличилось и число факультетов в этом единственном на то время высшем техническом учебном заведении Ближнего Востока. В городе открылись «немецкоязычные» магазины, парикмахерские, аптеки; стали выходить газеты на немецком, печатались справочники, в которых для «еков» на их родном языке сообщалась информация о расписании поездов, почтовых тарифах, существующих в городе многочисленных конторах, адреса практикующих врачей и адвокатов. Был выпущен путеводитель по городу и карта Хайфы на немецком языке. А в 1942 году «немецкая» партия под названия «Новая алия» добилась того, что её представители, набрав более10% голосов жителей города, стала третьей по числу представителей в хайфском муниципалитете… Не всё, правда, шло гладко. Среди приехавших было немало инженеров, юристов, врачей, представителей свободных профессий, которым было нелегко найти работу по специальности. Не хватало жилья, многие жили в перенаселённых квартирах или в «домах репатриантов». Школьные классы были переполнены. Большинство женщин занимались уборками и уходом за детьми в семьях обеспеченных старожилов города, а мужчины, несмотря на уровень образования, соглашались на любую тяжёлую работу. Уже многие годы в израильском фольклоре бытует анекдот о работе репатриантов из Германии на стройке, когда один из них, передавая другому кирпич, произносит: «Данке шен, герр профессор» («Спасибо, господин профессор»), слыша в ответ: «Битте шен, герр доктор» («Пожалуйста, господин доктор»). Ситуация эта изменилась в лучшую сторону лишь в годы II-й Мировой войны, когда начался экономический бум: тогда в полную мощность заработал хайфский порт и появилось множество предприятий, выполнявших заказы английской армии.

Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments