Eshka-43 (eshka_43) wrote,
Eshka-43
eshka_43

Гельман о искусстве,пусях и прочем...

Все это время, начиная с нападения на Осторожно Религия (я на этой выставке не был даже как зритель ) я говорил: художественное пространство - это зазеркалье. Высказывание художника жест а не поступок, точно так же как игра актером в фильме бандита не является преступлением, так и картина "Иван грозный убивает своего сына" не является призывом к смертоубийству. Художник имеет право на самые радикальные жесты оставаясь в нем.

Но меня не слышали. Причем иногда с обеих сторон. Приходили громить выставки. Люди которые никогда ни в какие музеи не ходят, пришли на "запретное искусство" где работы не прошедшие цензуру были спрятаны в коробочки, в коробочках дырочки, над дырочками предупреждающие надписи - пришли заглянули, оскорбились, разгромили выставку. Суд их оправдал, а ответный иск к организаторам, наоборот - признал куратора виновным.

В краснодаре даже на выставку не зашли. Скопировали из интернета картинки не имеющие отношения ни ко мне ни к выставке Айконс (все что нашли, вплоть до Бахчиняна советского времени, все акции группы Война, Тер-Оганяна в Манеже И так далее ) возбудились и пошли стенкой: жириновцы коммунисты националисты, националисты православные, националисты языческие, ну и ряженные казаки.

Теперь, после акции Пусси Рает те же люди говорят: не лезьте в храм. Делайте все что угодно в своих музеях и галереях. Получается "богородица путина прогони" это такая ответная вылазка. Вы наше пространство, наш суверинетет не признаете, тогда мы идем к вам.

Понятно смысл акции не в этом, но один из аспектов. а последствие удручающие. Радикалы пробили брешь между пространством жеста и пространством поступка. Между жизнью и искусством. Когда персонаж из киноэкрана вдруг выходит в зрительный зал и начинает боевыми расстреливать кинолюбителей.

На круглом столе сразу после того, как девушек посадили мне один наш уважаемый критик (не назову а то в нынешнем контексте будет звучать как сдача) говорит, а я не согласен с твоим призывом оставаться в художественном пространстве. В чем-то он прав.

Это как в нашей политике. Вначале власть демонстрирует с помощью фальсификаций, что законным путем ничего добиться нельзя. Голосуйте как хотите а результат будет иной. И в суды подавайте сколько хотите (кстати где уголовные дела по фальсификациям на выборах? ГДЕ?) А потом пеняет оппозиции, что она выходит на улицу и нарушает закон.

Возвращаюсь к нашим скорбным делам. Возможно критик прав и художникам надо став во главе оппозиции выйти из музея, стереть границу между жизнью и искусством. Но тогда надо быть готовым, что в эту брешь ринутся все и в обе стороны. И спецслужбы тоже. Мне уже задавали в твиттере ехидный вопрос "а крестоповал в челябинске - это тоже художники?"
Мой ответ очевиден - художник выступает всегда открыто и так как скорее всего никого не найдут, то тут скорее товарищи с лубянки. НО кому-то эти дефиниции покажутся малозначительными. Я сейчас не осуждаю ни этого критика, ни Пусси Рает, но фиксирую - сейчас начнется смута. И надо быть готовыми к тому, что спецслужбы (надеюсь никто не сомневается : дело настолько захватило страну что не только министр иностранных дел подключился) эту брешь между жизнью и искусством расширят, поставят ворота и ринутся туда - мало не покажется. Кого-то избили - "так это же перфоманс" церковь взорвали "так это же акция против часов гундяева".

Вчера в клубе пермский журналист (музыкальный, далекий от политики) спрашивал, М.А. А почему что бы не произошло - все на вас сваливают. Ладно в Перми, у нас тут больше не накого типа. И действительно, почему? Любой человек изнутри художественной среды скажет, что моя кураторская практика далека от радикализма. Ну Чаплин и мракобесы допустим никого больше не знают. Им и не положено знать, что Война например, воевала в первую очередь с "художественным истеблишментом" мной олицетворяемым. А остальные? Да потому что им выгодно показать, что мир искусства - это не сообщество свободных уникальных индивидуумов - где каждый художник - сам себе стратег, актер, режиссер, монтажер, а что-то на подобии спецслужбы где есть заказчики, исполнители, агенты, закулиса. Ну а чьи спецслужбы - это читайте у Проханова. В лучшем случае вашингтонского ЦК, а то и самого сатаны.

В искусстве каждый отвечает за самого себя.
Современное Искусство - это не корпорация а ситуация
Солидарность художественная среда проявляет только защищаясь и защищая само право на свободное высказывание.
То что все стали на защиту Пусси Рает не означает что все художники радикалы готовые врываться в храмы. Наприме Юра Альберт - тонкий умный работающий на трудно улавливаемых интонациях - при этом один из самых последовательных защитников и Пусси и до этого Тер-Оганяна. Я тоже защищаю. Защищал Тер-Оганяна от мракобесов пришедших с топориком хотя никакого отношения не имел к его акции и считал ее очень неудачной и неуместной. Защищал выставку "запретное искусство" хотя так и не посмотрел. Защищаю Пусси Рает потому что считаю фантастически неадекватным проступку - наказание. Но это вовсе не означает что за этими акциями я или кто-то доугой стоят.

Искусство во-первых практика индивидуальная, а во вторых - публичная. Вот если где-то что-то происходит анонимно и виновников не находят - вот тогда можете быть практически уверены - там и стоят и рулят
Tags: А пофилисофствовать?, Искусство
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments