Eshka-43 (eshka_43) wrote,
Eshka-43
eshka_43

Categories:

Присутствие и жизнь евреев в начале 20 века в подмандатной Палестине Роль Англии в создании Израиля

 

КАК БЫЛО НЕ РАЗ В ИСТОРИИ. ЕСЛИ ЦИВИЛИЗАЦИЯ НЕ ОТЛИЧАЕТСЯ СВОЕЙ СПОСОБНОСТЬЮ ИЗМЕНЯТЬСЯ И ОПЕРИРОВАТЬ НОВЫМИ ПРОЦЕССАМИ И ЯВЛЕНИЯМИБ УЧИТЫВАЯ СЕГОДНЯШНИЕ РЕАЛИИБ ТОБ НЕ СУМЕВ ИЗМЕНИТЬСЯБ ОНА УМИРАЕТБ ГИБНЕТ ПОД УДАРАМИ БОЛЕЕ ВАРВАРСКОЙ КУЛЬТУРЫ ИЛИ ТИХО ЗАТУХАЕТ....
0e0915560b9fc16afa7872f284b2f88e5cabbd99
муфтий Иерусалима Мухаммад Амин аль-Хусейни рядом со своим другом Адольфом Гитлером.


Погромы начались 23 августа 1929 года. Тысячи арабов из окрестных деревень молились в Иерусалиме на Храмовой горе. Сразу после проповеди аль-Хусейни, в толпу был пущен слух, что в еврейском квартале Меа Шеарим были убиты двое арабов. Вооруженная ножами и палками арабская толпа из Шхемских Ворот старого города устремилась в населенные евреями кварталы. Погромщиками были убиты 19 евреев, разграблены многие синагоги. Если бы не сопротивление предварительно организованной еврейской самообороны, число жертв было бы гораздо больше.
На следующий день, в субботу 24 августа, уже в Хевроне погромщиками были убиты 67 евреев и ранены 58. Выжившие евреи были вынуждены покинуть свои дома, а их собственность была захвачена арабскими жителями
Многие сегодня забыли, как еврейский Хеврон стал арабским, но из песни слова не выкинешь.

В Цфате, по разным источникам погибло от 18 до 21 человека, до 80 евреев были ранены, 200 домов на главной еврейской улице в городе были разграблены и подожжены. Маленькая еврейская община Газы укрылась в одной из гостиниц города, где сдерживала натиск арабской толпы, и, в конце концов, была эвакуирована британскими властями. Еврейскому населению было отказано в возвращении в город после окончания погрома. Еврейские общины Шхема, Рамаллы, Дженина и Акко также были эвакуированы британскими властями, и лишь в Тель-Авиве и Хайфе «Хагана» и молодежный «Бейтар» сумели отразить натиск арабских бандитов.
Главными жертвами погромов стали маленькие религиозные еврейские общины Хеврона, Цфата, Иерусалима, Газы и других городов, веками жившие бок о бок с арабскими соседями, мирно молившиеся около своих святых мест и никогда не бравшие в руки оружия.
589de9f239144ba69e5c7925f0542f2351e56199
Защитой еврейских поселений от нападений арабов занимался и «Иргун» (Иргу́н цваи́ леумми́ - אִרְגוּן צְבָאִי לְאֻומִּי, национальная военная организация, - сокращённо «Эцель» (אצ"ל‎), коротко «Иргун» (ארגון‎; - организация) — еврейская подпольная вооруженная организация, действовавшая на территории Палестины с 1931 по 1948 гг.) Они давали отпор арабским нападениям, но полностью исключить их не могли. Руководство «Иргуна» решило применить принцип «Око за око» в виде ответных операций против арабского насилия так, «чтобы форма возмездия или его место должны были соответствовать нападению, которое вызвало ее».

В день убийства у Кирьят Анавим британская администрация ввела на подмандатной территории военные суды. В официальном постановлении № 20/37, вступившем в силу 18 ноября 1937 года, были подробно перечислены преступления, подпадающие под юрисдикцию этих судов:

• Стрельба из огнестрельного оружия любым человеком является серьезнейшим преступлением;

• Хранение оружия, бомб и т.д. – карается по закону
• Акты саботажа и террора – караются по закону

Для ишува суть дела заключалась в следующем: накопление оружия для самообороны в еврейских поселениях стало преступлением.

14 ноября 1937 года, в день, известный, как "Black Sunday", в который скончалась «политика самообладания», подразделения «Иргуна» начали широкомасштабную операцию в различных частях страны. Большое количество одновременных атак было необходимо для того, чтобы затруднить действия британской полиции. План предусматривал действия тройками, в которой один доставлял и передавал оружие исполнителю перед операцией, второй должен был стрелять или бросить гранату, а третий унести оружие после операции. В случае поимки, исполнитель должен был быть без оружия. Считается, что этот день ознаменовал переход от "пассивного" сопротивления к "активной" обороне

В марте 1937 г. в ответ на брошенную арабом бомбу на Яффском шоссе, серьезно ранившую 3 евреев, иргуновцы немедленно организовали налет на арабское кафе в Иерусалиме. Жертвами этой кровавой расправы стали один убитый араб и, по меньшей мере, 20 раненых.


28 марта 1938 года, когда арабы напали на автомобиль, направлявшийся из Хайфы в Цфат. Четыре пассажира-еврея, в том числе ребенок и две женщины, были застрелены. Водителю и одной женщине удалось выбраться из машины, их тела были найдены позднее недалеко от места нападения. Примерно две недели спустя, еще один автомобиль попал в засаду на дороге недалеко от Нагарии. Три еврея были убиты,


Эти убийства вызвали бурю возмущения, и трое - Авраам Шеин, Шалом Журавин и Шломо Бен-Йосеф (Табачник) - решил отомстить. Не получив разрешения от своего командира, они отправились к дороге Цфат - Рош-Пина, где открыли огонь по арабскому автобусу, не попав в цель и никому не причинив вреда. Вскоре они были арестованы и осуждены военным трибуналом в Хайфе по обвинению в незаконном хранении оружия с "намерением убить или причинить иной вред большому количеству людей". По упомянутому выше постановлению № 20/37, каждое из обвинений считалось чрезвычайно серьезным. В общем-то, их судили за «намерение», они .были приговорены к смертной казни через повешение. Когда приговор стал известен, ряд общественных деятелей в Эрец-Исраэль и во всем мире обратились к британскому правительству о помиловании осужденных.

  Утром 29 июня 1938 года для  Шломо Бен-Йосефа настал последний час. На стенах карцера в тюрьме Акко Бен-Йосеф он пишет: "Что такое Родина? Это вещь, ради которой стоит жить, бороться и умереть".
Его повесили, при этом ни один араб, хранящий оружие и участвовавший в погромах и убийствах не был даже арестован...

Еврейское агентство — официальный руководящий орган евреев в Палестине — категорически осуждало террор, считая, что он «наносит ущерб моральному облику палестинского еврейства, мешает политической борьбе и подрывает безопасность». Другие видели в бойцах «Эцеля» «народных мстителей» В 1938 году Жаботинский своим именем и правом руководителя «Бейтара» легитимизирует практику террора - он отдает приказ начать акции возмездия против арабов. (Постоянный оппонент, социалист и затем премьер-министр нового еврейского государства Бен-Гурион до конца своих дней противился захоронению праха  Жаботинского в земле Израиля). .
Британия искала выход из сложной ситуации. 7 февраля 1939 года в Лондоне, в Сент-Джеймсском дворце под руководством Малькольма Джона Макдональда, министра по делам колоний Великобритании, открылась конференция для обсуждения палестинской проблемы. Арабскую делегацию возглавлял непримиримый враг ишува Амин аль-Хусейни, а еврейскую - Хаим Вейцман. Аль-Хусейни не признавал еврейскую делегацию в принципе  В таком составе, при такой организации конференции, не было даже малейшего шанса на какое-либо решение, и, вполне ожидаемо, 17 марта 1939 года конференция закончилась безрезультатно
Стороны не договорились, и потребовалось политическое решение Великобритании. Оно вошло в историю под названием «Белая книга» Макдональда. Британское правительство постаралось удовлетворить существенную часть арабских претензий, что стало поворотным пунктом в дальнейших отношениях между британцами и ишувом.
В частности, в «Белой книге» говорилось: «...целью правительства Его Величества является основание в течение десяти лет независимого палестинского государства».

В течение последующих пяти лет количество иммигрантов-евреев не должно было превышать 75 тысяч человек, и еврейское население должно было составить не более 1/3 населения Палестины. Через 5 лет въезд евреев в страну запрещался, «если арабы Палестины будут возражать против иммиграции», а покупка евреями земли запрещалась либо ограничивалась. При этом арабская иммиграция не ограничивалась. То есть цель, для которой Лига Наций вручила Великобритании мандат на Палестину - для «установления в стране политических, административных и экономических условий для безопасного образования еврейского национального дома», было просто отброшено за ненадобностью
Что повлияло на английское решение, сказать трудно. 1939 год, война стояла на пороге… Было понятно, что война не ограничится Европой. Возможно, что это была попытка привлечь арабов на свою сторону в будущем противостоянии? Может все решила арифметика – арабов просто было больше, вот на них и сделали ставку? Все возможно, но достоверно мы знаем лишь то, что «Белая книга» Макдональда надолго определили жизнь на Ближнем Востоке. Ее последствия мы чувствуем еще и сегодня.
Следствием «Белой книги» было начало нелегальной еврейской иммиграции в Палестину, вызванную, в том числе, и начавшейся Второй Мировой войной и геноцидом евреев, проводимым фашистами.


В 1940 году, когда нацисты еще поощряли иммиграцию евреев из Европы, фашистский комитет по высылке евреев зафрахтовал три корабля: «Милос», «Пасифик» и «Атлантик», взявших на борт в Румынии 3600 еврейских беженцев из Вены, Данцига и Праги. Корабли прибыли в Палестину в ноябре 1940 года. Британские ВМС перехватили их и поставили на якорь на рейде Хайфы. Понятно, что усилиям Великобритании по борьбе с еврейскими эмигрантами во время войны могли найти лучшее применение
Сэр Гарольд Макмайкл, Британский Верховный Комиссар в Палестине, запретил пускать беженцев на берег и издал постановление о переправке их на острова Маврикий в Индийском океане и Тринидад в Карибском море. Представьте состояние людей, перед глазами которых была Хайфа - и близкая, но недосягаемая
В путь к далеким островам должен был отправиться корабль «Патриа». Это был большой французский океанский лайнер, захваченный англичанами в Хайфе после капитуляции Франции в войне.
Еврейское сопротивление стремилось воспрепятствовать депортации беженцев из Палестины, и «Хагана» решила привести корабль в негодность - испортить двигатели. Взрыв произошел в 10 часов утра 25 ноября 1940 года. Однако, или последствия взрыва были просчитаны неверно, или корабль прогнил насквозь, но в днище корабля была пробита огромная дыра, и корабль затонул на рейде Хайфы в течение 15 минут
Иммигрантов спасали все, кто мог. Большинству пассажиров удалось спастись, но нижние трюмы так и не удалось разгерметизировать, люди там, включая женщин и детей, от 250 до 267 человек погибли. Британские власти сменили гнев на милость и позволили выжившим пассажирам остаться в Палестине «на гуманитарных основаниях».


Гарольд Макмайкл и Уолтер Гиннесс, министр по делам Ближнего Востока сыграли свою роль и в гибели судна «Струма». Под их давлением Турция не позволила разгрузить корабль с еврейскими беженцами и выпроводила неисправный, практически обездвиженный корабль в море, где он был потоплен неизвестной подлодкой. 768 пассажиров судна (из них 103 — дети), за исключением одного, погибли
Лорд Гиннесс был не простым противником еврейской иммиграции, он был идейным противником. Так, в 1942 году Гиннесс произнёс в Палате лордов речь, в которой утверждал, что «(современные) евреи не являются наследниками древних евреев, и (потому) не имеют прав на Святую землю». Стоит ли удивляться, что в Палестине он был объявлен «безжалостным врагом независимости евреев».
После гибели «Струмы» подпольная еврейская организация «Лехи» приговорила Гарольда Макмайкла и Уолтера Гиннесса к смерти и начала на них охоту
6 ноября 1944 года в Каире по дороге с работы домой Гиннесс был застрелен двумя боевиками «Лехи» - Элияху Хакимом и Элияху Бейт-Цури. Они скрылись с места убийства на велосипедах, но вскоре были арестованы англичанами, предстали перед египетским судом и 22 марта 1945 года повешены.


Макмайклу повезло больше. В том же 1944 году на него было организовано покушение. Сам он не пострадал, но его жена была ранена. Всего на жизнь МакМайкла покушались семь раз. Впоследствии МакМайкл был обвинен в том, что не передал турецким властям информацию о разрешении на въезд в Палестину 31 ребёнка со «Струмы», но детям это обвинение помочь уже не могло
Но вернемся к «Белой книге». Ишув был един в своем неприятии этого документа. Бен-Гурион так формулировал политику сионистского движения: «Мы будем оказывать помощь Британии в войне так, как будто нет «Белой книги», и бороться против Белой книги, как будто нет войны».
Но и в самой Британии «Книга» вызвала резкую критику, как со стороны оппозиции, так и правящей партии. Среди наиболее известных противников «Белой книги» были бывший Верховный комиссар Палестины Герберт Самуэль и Уинстон Черчилль
Но и Арабов «Белая книга» не устроила. Они считали, что она не идет достаточно далеко, и начали широкую кампанию насилия против ишува. Борьба была жесткой, бескомпромиссной.

В декабре 1943 г. руководителем «Иргуна» становится Менахем Бегин, и в этом качестве он провозгласил восстание против английского мандата, начав нападения и террористические акции против английских войск и учреждений. Англичане назначили за его голову награду в 10 тыс. фунтов (30 тыс. долларов).
Впоследствии, в одном из интервью на замечание, что он, как и Арафат, является террористом, Бегин ответил: «Я террорист, а он — бандит!»

Действия «Иргуна» стали большой головной болью для британцев -планировались операции  основательно, делая упор на одновременные атаки по всей Палестине. Операции так и назывались - «Ночь аэропортов», «Ночь мостов», диверсионная операция против британских железных дорог - «Ночь поездов»…

Во время британской карательной операции "Агата" в 46 году  (в русскоязычной литературе принято название «Чёрная Суббота») было арестовано около 2700 человек, среди них будущий премьер-министр Израиля Моше Шарет. Были произведены аресты в Иерусалиме, Тель-Авиве, Хайфе и в ряде других населенных пунктах. Информация об общем количестве британских сил в разных источниках разнится, называют то 10000, то 17000 или 25000 тысяч солдат
Были обнаружены тайники с оружием. За денежное вознаграждение предатели выдали британцам тайники с оружием. Только в кибуце Ягур, войска обнаружили более 300 винтовок, большое количество минометов, более 400 тысяч патронов, около 5000 гранат и 78 револьверов. Оружие конфисковали, а жители Ягур были арестованы
Британцы хотели карательной операцией прекратить дальнейшие атаки против британских войск и должностных лиц, но не только. По сведениям историка Терстона Кларка, британское правительство опасалось, что лидеры ишува решат в одностороннем порядке провозгласить еврейское государство, и потому еще одной целью операции было противодействие такой возможности.










Трое из пяти схваченных участников операции были приговорены к смертной казни. В ответ на это «Эцель» похитил двух британских сержантов, Клиффорда Мартина и Мервина Пейса, и предъявил британцам ультиматум: если британцы не отменят смертные приговоры, сержанты будут повешены. Когда англичане отказались менять решение, и члены «Эцеля» были казнены, сержантов повесили.

Английские операции произвели сильное моральное воздействие на ишув и повлияли на решение об основании Государства Израиля. Этот побег серьезно повредил британскому престижу, что, в конечно счете, ускорило создание Специального комитета Организации Объединенных Наций по Палестине.

Но почему Британия с таким бульдожьим упорством цеплялась за этот небольшой клочок земли?
Война закончилась, Империя, над которой никогда не заходило солнце, разваливалась на глазах. Безусловно, Британия была державой-победительницей, но победительницей с ужасающими для нее результатами. Только американский заем в 3,5 млрд. долларов спас ее от банкротства (кстати, последний платёж по этому займу был проведён лишь в 2006 году). Страну всегда выручали колонии, но и там резко усилилось антиколониальное движение.
Особенностью этого антиколониализма было то, что СССР и США, уже находившиеся в состоянии холодной войны, в этом вопросе оказались на одной стороне баррикад. СССР вообще всегда и везде боролся с Западом, а США не соглашались принять английское видение мира, им нужна была свобода торговли и инвестиций везде, а желаемые территории находились под английским протекторатом. Еще Рузвельт в свое время давил на Черчилля, требуя отказа от "имперских преференций" – то есть продвигал идею, что "мир открыт", и американские кампании должны оперировать в британских колониях свободно. Вот и получилось, что в 1948 году Империю подрывали, как ни странно, скорее американцы, чем русские.
Британская Империя трещала по швам. Лейбористское правительство во главе с Клементом Эттли предпочитало мирный уход из колоний. Но, собственно, на ни на что другое после тяжелейшей войны она уже была неспособна. Максимум, к чему стремились британцы – это передать власть стабильным некоммунистическим правительствам.
Мирно «ушла» жемчужина короны – Индия, но вот Суэц, с ним британцы расстаться не хотели никак. Надеяться (и правильно) на лояльность Египта не приходилось, но вот создание в Палестине марионеточного арабского режима могло дать военные базы, столь необходимые для удержания контроля над каналом.

Бeйтaр —Из прaхa и пeплa Из пoтa и крoви Пoднимeтся плeмя
Пoднимутся в силe и слaвe Йoдeфeт, Maссaдa, Бeйтaр.

Вeличиe -Пoмни, eврeй,Tы цaрь, ты пoтoмoк цaрeй
Koрoнa Дaвидa С рoждeнья дaнa.
И вспoмни кoрoны сияньe В бeдe, нищeтe И в изгнaньи.

Вoсстaнь Прoтив жaлкoй Срeды прoзябaнья!
Зaжги нeгaсимoe Плaмя вoсстaнья,
Moлчaниe — трусoсть и грязь ....

Из статьи - Владимира Янкелевича, Военного эксперта, капитана-подводника-дальневосточника...
Tags: История
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments