Единения армии с народом без крови не бывает!
Законы Мэрфи о войне:
Противник всегда атакует в двух случаях: когда он готов и когда ты не готов!
26 марта 1979 года Израиль подписал мирный договор с Египтом. Вроде не первый и не последний такой договор в истории. Но мир тогда изменился, сплошное кольцо врагов, окружавшее Израиль, разорвалось. В 1994 году Иордания расширила этот разрыв. Осталось напряжение на границах с Ливаном, Сирией и сектором Газы.
Мир с Египтом и Иорданией позволил ЦАХАЛу сконцентрировать силы в основном на северном направлении. Но один еврей сказал: «Это пройдет».
И вот, похоже, проходит. Вслед за Тунисом, пришла очередь Египта. Так что случилось с президентом Мубараком? Он достаточно опытный политический волк и боец. Он крепко удерживал власть с 1981 года, когда исламскими фундаменталистами на трибуне был расстрелян Анвар Садат. Переизбирался большинством голосов на референдумах 1987, 1993 и 1999 годов, выпустил из тюрем сотни оппозиционеров, смягчил условия деятельности оппозиционных партий, которым было разрешено издавать собственные газеты. За жёсткое подавление попыток развязать фундаменталистский террор в стране, исламисты приговорили его к смерти. Что же, у старого волка зубы выпали?
Скорее всего, он попал в ловушку любого несменяемого лидера: за тридцать лет рядом с ним оказались чиновники, говорившие ему то, что он хотел слышать, да и в собственную непогрешимость верить ох как хочется.
Но вопрос сейчас не в этом. Намного важнее, удастся ли генералу Сулейману успокоить толпы на улицах? (Вопрос отставки Мубарака - дело времени: сегодня ли, в пятницу ли, в сентябре ли) Декларации армии на тему, что, мол, "мы с народом воевать не будем", звучат хорошо, но не убедительно. Это не выборы президента США, это разъяренная толпа на улице, подстрекаемая всевозможными экстремистами и просто уголовниками. Психология толпы в корне отлична от психологии человека. С человеком можно договориться, ему можно объяснить что-то, но толпе?! Люди в толпе действуют иначе, энтузиазм каждого усиливается и интересы одной личности становятся все менее значимыми. Взять ситуацию под контроль армия еще может, но с каждым днем шансов становится меньше.
Мухаммад эль-Барадей, пробующий себя в новой роли лидера оппозиции, требует от Мубарака «уйти до пятницы». На улицы вышли сотни тысяч человек, и эль-Барадей надеется их возглавить. Удобный случай запрыгнуть на «трон». Но он не понимает, что рубит сук на котором сидит. Если улица силой сбросит Мубарака, то они (Иран, Турция + "Братья мусульмане") не остановятся и не удовлетворятся ничем, кроме копии иранского режима. И не эль-Барадею их остановить, он слишком долго ходил по благополучным коридорам ООН, а тут в крови нужно пачкаться. Не ООНовскому бюрократу обуздать разошедшуюся мусульманскую толпу!
Степень его понимания ситуации видна из интервью британской газете «The Independent» от 1 февраля. Он, в частности, заявил, что «египетская армия будет вместе с народом. Она понимает, что 2 миллиона граждан, которые выйдут сегодня на улицы Каира, представляют все 85 миллионов египтян, ненавидящих президента Хосни Мубарака». Ему невдомек, что как только армия объединяется с толпой на улице, то по этой улице вскоре потечет кровь, и, вполне возможно, кровь самого эль-Барадея.
Но эту музыку не мы заказываем. Что же нам, израильтянам, в принципе, могут сыграть? Вариантов совсем не много. Или Мубарак с командованием армии возьмет ситуацию под контроль, что имеет свои плюсы – потом все непопулярные меры можно будет списать на Мубарака, либо власть берет кто-то из высших военных чинов, что тоже для нас вполне приемлемо, так как им вряд ли нужна война с Израилем. Или совсем черный сценарий – события пойдут по иранскому варианту. Вот в этом случае мы получим и денонсацию мирного договора, и массированные поставки серьезных ракет в Газу и многое другое. Тогда вполне вероятно, что после переброски оружия в сектор Газа, исламисты могут начать войну руками "ХАМАСа", а потом уже вмешиваться, стараясь заработать репутацию в мусульманском мире.
Эта угроза достаточно серьезна. Общая численность одной только египетской армии составляет в настоящее время миллион человек (четвертая по величине армия в мире!). Полный военный персонал: 1 109 000 (на линии фронта — 450 000, резерв — 254 000, а также военизированные формирования — 405 000). По качеству вооружения египетская армия сегодня не уступает ЦАХАЛу.
Нужно учесть, что исламисты, в случае успеха в Египте, на этом не остановятся. Закачается режим в Иордании, в Саудовской Аравии. Башар Асад надеется, что своим антиизрализмом он купил себе индульгенцию у исламистов? Напрасно надеется. Его режим не может удовлетворять аятолл.
И, чтобы соответствовать новым угрозам, в условиях, когда главный союзник – США - ненадежен, ЦАХАЛу придется пересматривать военную доктрину, усиливать боевые возможности армии. Регулярная армия Египта сильна, но уязвима, и корень уязвимости лежит в системах управления больших воинских соединений. В области радиоэлектронной борьбы, возможности ЦАХАЛа значительно выше. Так что ослепить и оглушить египтян сложно, но возможно. Кроме того, египетский солдат так и остался крестьянином, плохо адаптирующимся к сложной современной технике. Между нами и Египтом лежит Синай, просматриваемый и хорошо известный.
Сценарии возможны различные, но неизменным остается одно: нужно готовиться к новым угрозам. Попытки спрятать голову в песок ни к чему хорошему не приведут.
И сделать это возможно, как говорится, не в первый раз.</lj-cut?