Eshka-43 (eshka_43) wrote,
Eshka-43
eshka_43

По поводу зависимости цб от власти...

Смотри пункт 2...
http://az-libr.ru/index.htm?Law&Constn/ru/KRF93/krf075
Конституция РФ, Статья 75

Статья 75
1. Денежной единицей в Российской Федерации является рубль. Денежная эмиссия осуществляется исключительно Центральным банком Российской Федерации. Введение и эмиссия других денег в Российской Федерации не допускаются.
2. Защита и обеспечение устойчивости рубля — основная функция Центрального банка Российской Федерации, которую он осуществляет независимо от других органов государственной власти.
3. Система налогов, взимаемых в федеральный бюджет, и общие принципы налогообложения и сборов в Российской Федерации устанавливаются федеральным законом.
4. Государственные займы выпускаются в порядке, определяемом федеральным законом, и размещаются на добровольной основе.

Комм. Крылов Б.С.

Содержание этой статьи направлено на регулирование рада важнейших вопросов денежно-финансовой системы в Российской Федерации.
В ч.1 данной статьи установлено, что денежной единицей в Российской Федерации является рубль, право эмиссии которого, т.е. право выпуска денежных средств в обращение, принадлежит только Центральному банку Российской Федерации.
Это положение ст.75 следует рассматривать в связи с п.«ж» ст.71 Конституции, которым денежная эмиссия отнесена к ведению Российской Федерации. Как представляется, понятие денежной эмиссии включает не только выпуск денежных знаков, но и установление объема находящихся в обороте денег.
В соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации рубль является законным платежным средством, обязательным к приему по нарицательной стоимости на всей территории Российской Федерации.
Поскольку рубль — официальная денежная единица, все расчеты и платежи в государстве проводятся только либо в рублях, либо с применением рубля в качестве единого денежного эквивалента. Именно таким образом оценивается стоимость товаров и услуг, взимаются налоги и сборы, проводятся расчеты при составлении бюджетов Российской Федерации, ее субъектов, органов местного самоуправления.
Прием платежей на территории Российской Федерации осуществляется путем, как наличных, так и безналичных расчетов, выраженных в рублях. В период стабилизации российской экономики указами Президента Российской Федерации, например Указом от 14 июня 1992г. «О дополнительных мерах по ограничению налично-денежного обращения», постановлениями Правительства Российской Федерации и изданными в соответствии с ними актами Центрального банка Российской Федерации установлены некоторые ограничения на расчеты юридических лиц наличными деньгами.
Случаи, порядок и условия использования иностранной валюты на территории Российской Федерации определяются законом или в установленном им порядке. Закон о валютном регулировании в Российской Федерации был принят в 1992г.
Существенное значение для стабилизации денежной системы, как и экономической ситуации в стране в целом, имеет указание в п.1 комментируемой статьи о недопустимости в Российской Федерации введения и эмиссии каких-либо других денег, кроме рубля. Это определяет не только особое значение Центрального банка Российской Федерации в банковской системе страны, но и полномочия государственных банков, созданных в ряде субъектов Российской Федерации, поскольку последние лишены права выпуска любых своего рода «местных» денег. Естественно, что является противозаконным и выпуск каких-либо знаков оплаты, выполняющих функцию денег, любыми другими Организациями.
В ч.2 ст.75 Конституции установлено, что основной функцией Центрального банка Российской Федерации являются защита и обеспечение устойчивости рубля, что достигается целой совокупностью мер. Среди них следует особо обратить внимание на то, что Центральному банку Российской Федерации принадлежит право регулировать объем находящейся в обращении в нашей стране денежной массы, что способствует поддержанию покупательной способности рубля. Регулирование достигается чаще всего установлением Центральным банком учетных ставок при выдаче кредитов, определением валютных и рублевых нормативов для коммерческих банков и установлением в них минимума обязательных резервов. Закон «О банках и банковской деятельности в РСФСР», регулирующий банковскую деятельность, действует в редакции 1996г.
Средством обеспечения курса рубля является также регулирование отношения рубля к иностранной валюте. Для этого Центральный банк Российской Федерации использует в необходимых случаях свои резервы иностранной валюты на межбанковских торгах, а также обеспечивает так называемый «валютный коридор», т.е. гарантирует допустимые пределы колебания курса иностранной валюты по отношению к рублю. Официальный курс иностранных валют, выраженный в рублях, еженедельно публикуется Центральным банком Российской Федерации в печати и официальных изданиях.
Защита рубля обеспечивается и такими мерами, как выпуск денежных купюр, обладающих «средствами защиты», т.е. признаками, позволяющими избежать их подделки фальшивомонетчиками. Средством защиты рубля является установление признаков платежности денежных знаков, а также изъятие из обращения поврежденных и ветхих денежных купюр и пр.
Следует подчеркнуть, что в соответствии с Конституцией Центральный банк Российской Федерации осуществляет свою основную функцию — защиту и обеспечение устойчивости рубля — независимо от других органов государственной власти. Это означает, что оперативная деятельность Центрального банка Российской Федерации осуществляется им самостоятельно и вмешательство в нее других государственных органов недопустимо.
Закон «О Центральном банке РСФСР (Банке России)» был издан в 1990г. и действует в редакции 1995г. (27 декабря 1995г., No.210-ФЗ).
Надо обратить внимание на то, что в целях гарантии независимости Центрального банка Российской Федерации Конституция установила весьма сложный порядок назначения на должность и освобождения от должности Председателя Центрального банка. В соответствии с п.«г» ст.83 кандидатуру для назначения на должность Председателя Центрального банка в Государственную Думу представляет Президент Российской Федерации. Он же ставит перед Государственной Думой и вопрос об освобождении Председателя Центрального банка от должности. Само же назначение на должность и освобождение от должности производятся Государственной Думой (п.«в» ст.103 Конституции).
Часть 3 ст.75 Конституции, в соответствии с которой система налогов, взимаемых в федеральный бюджет, и общие принципы налогообложения и сборов в Российской Федерации устанавливаются федеральным законом, следует рассматривать с учетом п.«ж» и «з» ст.71 и п.«и» ч.1 ст.72 Конституции Российской Федерации. В них указано, что общие принципы налогообложения и сборов в Российской Федерации относятся к совместному ведению Российской Федерации и ее субъектов. Что же касается установления основ федеральной политики и федеральных программ в области экономического развития Российской Федерации и установления финансового регулирования, то они отнесены Конституцией к ведению Российской Федерации.
Некоторые исследователи отмечают, что такое распределение в Конституции предметов ведения ограничивает возможность разграничения предметов ведения и полномочий между Федерацией и ее субъектами в сфере налогообложения и сборов, а также возможность их разграничения посредством договоров, предусмотренных в ч.3 ст.11 Конституции. С этим едва ли можно согласиться, поскольку общие принципы налогообложения и сборов Российской Федерации отнесены как раз к совместному ведению Федерации и ее субъектов. Следовательно, федеральный закон может предусмотреть, что определенные элементы налогов и сборов могут распределяться между Федерацией и субъектами на основе договоров между ними.
Часть 4 комментируемой статьи посвящена государственным займам. Они могут выпускаться как Российской федерацией, так и субъектами Российской Федерации и представляют собой разновидность кредитных отношений, в которых, с одной стороны, государство (Российская Федерация или субъект Российской федерации), а с другой стороны, физические и юридические лица взаимно принимают на себя обязательства. Государство, равно как и другие участники отношений по займу, должно выполнять принятые на себя обязательства в соответствии с требованиями гл.23 «Обеспечение исполнения обязательств» Гражданского кодекса Российской Федерации.
Как правило, займы выпускаются на определенный срок и под установленные проценты. Важно отметить, что государственные займы, в том числе и займы субъектов Федерации, выпускаются в порядке, определяемом федеральным законом.
В тексте ч.4 ст.75 специально обусловливается также, что государственные займы размещаются на добровольной основе, что означает запрещение органам государства в какой бы то ни было форме обязывать заимодавцев приобретать заемные обязательства.
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments